|
негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия,
неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, нетерпимость и
агрессивное отношение к окружающим и т. д. [32].
Согласно представлениям арт-терапевтического феноменологического подхода
именно в арт-терапевтическом процессе человек находит способ решения своих
проблем. Cущность феноменологического подхода в арт- терапии заключается в том,
что создатель художественной работы вовлечен в центр арт-терапевтического
процесса, и становится главным наблюдателем собственной изобразительной
продукции. Рассматривая порожденные им феномены, клиент познает себя,
испытывает чувства и самостоятельно порождает субъективные смыслы, и эти смыслы
не навязываются ему арт-терапевтом [25]. По мнению другого представителя
данного подхода М. Бетенски, изобразительная деятельность является феноменом с
определенной структурой, и человек (клиент) в своем изобразительном продукте
обучается видеть некий смысл и связывать его со своим внутренним опытом. Все
это ведет его к способности по-новому видеть и ощущать себя во внутреннем и
внешнем мирах [8].
Рассмотрим коротко метод работы, представленный М. Бетенски. Под
руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся
смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои
внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества.
Основные постулаты метода:
1) продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой;
2) участник арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт;
3) необходимо, чтобы участник арт-терапии абсолютно точно вербально описывал
структуру своей художественной работы;
4) участник связывает творческую работу с внутренним опытом.
Основные принципы, ступени данного метода:
Свободная активность перед собственно творческим процессом —
непосредственное переживание. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент
может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.
Процесс творческой работы — создание феномена. Часто по инерции после
предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно
клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением.
На этом этапе большинство клиентов демонстрируют сосредоточение,
целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение
проблем, и иногда их решение.
Феноменологическое интуитивное познание: визуальное представление;
дистанцирование; процесс рассматривания, направленный на достижение
интенционального видения (направленность на предмет). Работа располагается в
таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Арт-терапевт может сказать
клиенту: «Посмотри на свою картину, сконцентрируйся на ней. Когда картина
находится прямо перед твоими глазами, она видна не так отчетливо, как если бы
ты немного отошел от нее. Итак, посмотри на работу и обнаружь то, что ты раньше
не видел».
Процедура «Что-ты-видишь?»: феноменологическое описание; исследование
структуры (взаимосвязь компонентов и качество целостности); феноменологическое
связывание и интеграция.
Задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиента описать,
что он увидел на картине. Здесь важность индивидуального восприятия: что ты
видишь, ты, создатель. Специалист может работать с этим материалом, потому что
описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру. Второй аспект
касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия. И
третье — что ты видишь? Все, что видно клиенту в самом результате творческого
самовыражения, а не предположения или домысливания исходя из установок теории,
когда доказательства затуманены. Когда требуется, специалист помогает клиенту
увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались
незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности
структуры, в частности соотношение компонентов между собой и с общей структурой,
то, какую роль они играют в общей картине. Таким образом, описание ведет к
динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к
переструктурированию внутреннего опыта клиента. Фактически возникновение любых
связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности
является актом интеграции.
В нашем подходе (работе с персоналом), особенно ценностна триада: группа-
участник — художественный продукт. И зачастую, участник использует тот опыт,
что группа дает обратную связь: что она видит, чувствует, и каковы ее
ассоциации.
Сущность данного метода состоит в том, что клиент — создатель
художественной работы — находится в центре терапевтического процесса. Именно
клиенты, рассматривая порожденные ими феномены, познают себя и испытывают
чувства. Таким образом, клиенты сами порождают субъективные смыслы, им их никто
не навязывает.
Очевидно, что первоначально теоретической базой арт-терапии служила
аналитическая психология. З. Фрейда, К.-Г. Юнга, и в дальнейшем арт-терапия
приобретала все более широкую концептуальную базу. К сформировавшимся в
последние годы инновационным направлениям арт-терапии можно отнести [5, с. 8]:
Мультикультуральное направление, предполагающее повышенное внимание
специалиста в области арт-терапии к социальному и культурному опыту клиента,
тесно связанное с учетом его этнической, расовой, классовой и профессиональной
принадлежности (Л. Турнер-Шиклер, Н. Хеуш, Ф. Элдридж, Д. Юрт).
|
|