Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Пурнис Н. Е. - Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
арт-терапии и опыта ее практического применения, не претендуя на полноту и 
завершенность, мы предлагаем следующее рабочее определение арт-терапии в работе 
с персоналом Арт-терапия — метод художественной терапии, направленный на 
коррекцию эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сферы 
личности, и приводящий к развитию личностного потенциала, раскрытию творческого 
потенциала. 
      Этот метод предоставляет возможность для исследования бессознательных 
процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных 
ролей и форм поведения, которые по различным причинам слабо проявлены и 
реализованы в профессиональной деятельности менеджера.
     Основные подходы и принципы арт-терапии 
      На сегодняшний день существует многообразие подходов в арт-терапии — 
психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и 
активно развивающиеся в последнее врем инновационные направления — 
мультикультуральное, интегративное, феминистский подход. 
      Психодинамический подход в арт-терапии опирается на идеи З. Фрейда и К. 
Юнга считавших, что продукт художественной деятельности является выражением 
неосознаваемых психических процессов [53, с. 217]. З. Фрейд рассматривал 
изобразительное творчество, как область проявления психической патологии и 
психологических проблем автора. Посредством изобразительного творчества 
активизируются компенсаторные процессы в психике, которые не только приводят к 
разрешению внутрипсихических конфликтов, но и способствуют развитию личности 
[28]. Для К.-Г. Юнга изобразительное творчество — чрезвычайно важный инструмент 
для реализации самоисцеляющих возможностей психики. К.-Г. Юнг рассматривал 
символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для 
выражения содержания личного и коллективного бессознательного, гораздо более 
точный и емкий, чем слова. Он верил в то, что человек, опираясь на 
«трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, 
способен достичь самоисцеления. Искусство, особенно легенды, мифы, 
символические рисунки, в значительной степени облегчают процесс 
индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса 
между бессознательным и сознательным «Я» [68]. 
      Родоначальником психодинамического направления в арт-терапии считается М. 
Наумбург (M. Naumburg). Согласно ее мнению, каждый человек способен выражать 
свои внутренние конфликты в визуальных формах, так он получает доступ к 
глубинным мыслям и чувствам, вытесненным в бессознательное» [28, 81]. Несколько 
иного взгляда придерживаются Э. Крамер и ее последователи, которые считают, что 
исцеляющий потенциал изобразительной деятельности заключается в возможности 
сублимировать разрушительные импульсы автора изобразительной продукции и 
предупреждать тем самым их непосредственное проявление в поступках [28, 76]. А 
наиболее значимым является то, что клиент получает опыт создания и авторства 
рисунка, а арт-терапевт выступает при этом в качестве только свидетеля [76].
      Отмечено, что использование психодинамической модели арт-терапии имеет 
определенные ограничения, так как в частности, она наиболее продуктивна в 
решении клинических задач и в меньшей степени — в решении проблем в социальной 
сфере и образовании [28, c. 49]. Психодинамический подход, продолжая выступать 
в качестве одной из основных моделей арт-терапевтической практики, тем не менее,
 сдерживает ее развитие [28]. 
      Трансперсональный подход (С. Грофф, Д. Кэмпбелл, Ш. МакНифф, К.-Г. Юнг и 
др.) оказал влияние на расширение диапазона особых или измененных состояний 
сознания, связанных с мистическим, религиозным, перинатальным или иными 
специфическими переживаниями, с последующим созданием художественных образов, 
отражающих эти переживания. В тех случаях, где необходимо пробудить 
спонтанность применяются техники активного воображения или интенсивной, 
направленной визуализации в сочетании с музыкой, глубокой релаксацией и с 
последующей изобразительной деятельностью, используются некоторые варианты 
песочной терапии [28, с. 86]. Основное положение этой школы выражается в 
следующем понятии: в каждом человеке существует некое духовное начало 
(«духовное Я»), как ресурс развития, восстановления психической целостности [27,
 28].
      Гуманистическая психология и психотерапия способствовали превращению 
арт-терапии в психопрофилактический инструмент, в средство развития 
человеческого потенциала [30]. Принципиальное отличие данной модели 
психодинамического подхода состоит в использовании арт-терапевтического 
процесса с целью гармонизации и гуманизации отношений, личностного роста, с 
целью изменения качества сознания [7, 28, 47, 48]. Доказано также, что терапия 
искусством развивает правое полушарие мозга, то есть интуицию и ориентацию в 
пространстве [55]. С влиянием этого подхода связывают распространение 
представлений о креативности как постоянно присутствующем, внутрипсихическом 
ресурсе личности, развитие которого помогает в реализации собственного 
потенциала в разных видах деятельности (А. Г. Маслоу, К.-Г. Юнг, А. Эренцвейг и 
др.). 
      Гуманистический подход в арт-терапии предлагает различные формы работы, 
приближающие человека к его идеалу актуализации, которым является «полноценно 
функционирующий, целостный творческий человек» [48]. Художественное творчество 
может выражать восхищение человека, его экспериментирование и личностный рост. 
В подходе Ф. Перлза акцентируется внимание на игровом «эксперименте» средствами 
изобразительной или иной творческой работы, исследовании поведения в 
моделируемой ситуации, изучении реакций на новые формы опыта [28, с. 84]. 
Наиболее распространенные основания для применения этого подхода в арт-терапии: 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-