|
Ф. Шопен «Ноктюрн соль-минор»
К. А. Дебюсси «Свет Луны»4. Для уменьшения злости и завистиИ. С. Бах
«Итальянский концерт»
Й. Гайдн «Симфония»
Я. Сибелиус «Финляндия»5. Для снятия напряженности в отношениях, эмоциональных
симптомовИ. С. Бах «Концерт ре-минор для скрипки»
Б. Барток «Соната для фортепьяно», «Квартет № 5»
А. Брукнер «Месса ми-минор»
И. С. Бах «Кантата № 21»6. Для снятия головной боли, связанной с эмоциональным
напряжениемЛ. Ван Бетховен «Фиделио»
В. А. Моцарт «Дон Жуан»
Ф. Лист «Венгерская рапсодия № 1»
А. И. Хачатурян «Сюита Маскарад»
Дж. Гершвин «Американец в Париже»7. Для поднятия жизненного тонуса, улучшения
самочувствия, повышения настроенияЛ. Ван Бетховен «увертюра Эгмонт»
П. И. Чайковский «Шестая симфония» 3 часть
Ф. Шопен «Прелюдия гор»
Ф. Лист «Венгерская рапсодия № 2».
Арт-терапевтические упражнения
Предлагаем различные арт-терапевтические техники и упражнения для работы
с менеджерами. Целью данных упражнений является укрепление психологического
здоровья, развитие профессионального самосознания, индивидуально-личностных и
профессионально-важных качеств. Они могут использоваться самостоятельно,
блоками, объединенными общей целью, или в виде арт-терапевтического тренинга [2,
4, 5, 6, 7, 10]. Процедуры проведения некоторых упражнений изменены и
адаптированы в соответствии с целевыми установками группы.
Упражнения, техники, методики можно разделить на две основные группы:
упражнения для настройки на занятие, и упражнения для основной части
арт-терапевтического занятия.
Упражнения для настройки на занятие
Предлагаемые упражнения предполагают освоение разных изобразительных
материалов и способов работы, способствуют проявлению спонтанности, позволяющей
снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на
образное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу,
развивают воображение и творческие способности, помогают в установлении
доверительных отношений между участниками группового процесса.
«Каракули».
Инструкция.
Позволить карандашу или шариковой ручке двигаться спонтанно, без
какой-либо цели и замысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге».
Можно использовать различные цвета — поочередно или одновременно.
«Глиняные каракули».
Инструкция.
Выполнить любую глиняную фигурку (на ее задней части сделать отметку
авторства). Передать следующему участнику по кругу, который будет работать с
ней в течение 1 минуты. В нее можно вносить изменения, но не ломать и не
переделывать до неузнаваемости. Передача по кругу продолжается до тех пор, пока
к каждому автору не вернется его фигурка. Далее можно обсудить чувства,
возникшие в процессе занятия, принятие или неприятие изменения первичного
образа фигурки и коллективное авторство.
«Вырезанные формы».
Инструкция.
Начертить любую фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве
вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.
«Рисунок на свободную тему».
Инструкция.
Выполнить рисунок на свободную тему, затем в групповом обсуждении
рассказать о нем. Рисунок выполняется в течение 15–20 минут. Необходимо
воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя
свободными для самовыражения.
«Знакомство».
Инструкция.
Представить себя группе в любой художественной форме, не прибегая к
словам.
«Ассоциации с цветом».
Инструкция.
Высказать свои ассоциации различных ситуаций или явлений с тем или иным
цветом. Например: типы людей, отношения между людьми, между руководителем и
подчиненными и т. д.
«Общий танец».
Инструкция.
Придумать и одновременно выполнить танцевальное движение и звук. Затем
своим движением и звуком обменяться в парах, затем в четвертках и т. д. На
заключительном этапе все движения и звуки, предварительно разученные
участниками, объединяются в общий танец, мелодию и исполняются.
Упражнения на рефлексию собственного времени
«Ресурс из прошлого».
Инструкция.
Вспомнить позитивное состояние из прошлого, свое телесное, эмоциональное
состояние. В любой художественной форме выразить свои ощущения.
|
|