Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Пурнис Н. Е. - Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
Английский ученый Р. Ф. Андерсон в процессе своего исследования предлагал людям 
пройти по лабиринту. Он обнаружил, что при этом они получают специфический опыт,
 вызывающий движение жизненной энергии. Он пришел к выводу, что определенный 
вид лабиринта связан с очертанием Чаши Грааля и ее тайным знанием.
     Прежний смысл лабиринтов заключался в том, чтобы «запутать» человека, 
чтобы он не знал, куда идет и что его ждет впереди, если он будет продолжать 
этот путь. В настоящее время смысл движения по лабиринту другой — оно 
напоминает движение по жизни, и понимание этого оказывает психологическую 
поддержку. Центр лабиринта — место получения энергии и поддержки, где каждый 
может найти ответы на поставленные вопросы, прийти, минуя посредниковк центру 
своего «Я».
     «Движение внутри лабиринта формирует геометрический рисунок, траекторию 
движения, каждый элемент которой связывается с определенными аспектами 
сакрального космоса, циклами времени, прошлым и будущим, энергетическими 
центрами человека» [71, с. 440–441].
     Е. А. Файдыш считает, что особенность лабиринта связана с возможностью 
движения внутри лабиринтной мандалы. Он находит интересным анализ внутренних 
переживаний человека, участвовавших в построении лабиринта, их личного опыта. 
Многие его клиенты говорили, что во время прохождения лабиринта в их сознании 
возникала ясная оценка их жизненной проблемы или новое понимание какого-либо 
явления.
     Во многих сказках и мифах рассказывается о лабиринте, который должен 
пройти герой, чтобы достичь великой цели. В книге «Тысячеликий герой» Д. 
Кэмпбелл советует нам последовать за нитью героя [11].
     В центре, где мы предполагали обнаружить нечто отвратительное, мы 
встречаемся со своим богом или с самим собой; там, где надеялись убить другого, 
убиваем себя. Там, где мы полагали, что идем в одиночку, — с нами оказывается 
весь мир, там, где собирались выйти наружу, обнаруживаем вину своего 
существования. Во время движения к центру лабиринта происходит единение с самим 
собой. Если только мы не заблокируем свои переживания, с нами непременно 
произойдут изменения. Продвигаясь по лабиринту, мы как будто делаем снимок 
своей жизни или перемешиваем воду в сосуде. В психологическом смысле лабиринт — 
это выражение «поиска внутреннего центра», его можно сравнить с незавершенной 
мандалой. В своей работе «Метод Мандалы» американская художница и арт-терапевт 
Дж. Келлог выделила тринадцать архетипических стадий большого круга мандалы, 
третья стадия которого называется «Лабиринт, спираль, вихрь». Изначально 
лабиринт конструировался в виде спиралевидных петель. В последние годы, как 
отмечает К. А. Малкиоди, спираль как путь к духовному пробуждению и 
благополучию нашла отражение в современной культуре в виде лабиринта, 
способствующего медитации [12].
     По мнению С. Г. Рыбаковой (арт-терапевта из Удмуртии, которая в числе 
первых, кто стал использовать тему лабиринта в арт-терапии), возможности 
применения схемы лабиринта в арт-терапевтической работе велики, особенно в 
контексте укрепления психологического здоровья, которое основано на понимании 
арт-терапии как средства исцеления и, прежде всего, как собирания целостности.
     Есть две группы лабиринтов:
1. Ведущие к хаосу — с множеством входов, выходов, дорог и тупиков.
2. Структурирующие, обновляющие — с одним входом и выходом, которые являются 
метафорой нашего духовного пути.
     Последнюю группу мы будем использовать в арт-терапевтической работе.
     По рекомендации С. Г. Рыбаковой прохождение лабиринта состоит из трех 
главных этапов: вхождение в лабиринт, пребывание в нем, возвращение обратно — 
взаимодействие с символом, внутри которого находится человек. Символизирующий 
спираль лабиринт целиком затрагивает человеческую структуру, дает возможность 
испытать преображающий потенциал. Если возникает нужда в резервах для развития 
личности, почему бы не поискать их в заманчивых и загадочных путях лабиринта?
      Музыкальная программа
      Музыкотерапия, как и арт-терапия, может применяться в экспрессивной и 
импрессивной формах. В последней форме используется музыкальный фон. Эта форма 
направлена на создание определенной атмосферы в группе посредством специального 
прослушивания музыкальных программ или отдельных произведений для различных 
целей. Приведем в качестве примера подборку из классических музыкальных 
произведений — семи различных программ Н. Н. Обозова и Г. В. Щекина для 
улучшения настроения, снятия напряжения, тревоги. Можно использовать и звуки 
природы (пение птиц, шум океана или моря и т. д.), а также современные 
аранжировки классических произведений, инструментальной музыки [3]. 
      
Таблица 5. Музыкальные программы для музыкотерапии в работе с персоналом
Направленность музыкальных произведенийНазвание музыкальных произведений1. Для 
уменьшения раздражительности, улучшение ощущения единства с природойИ. С. Бах 
«Кантата № 2»
Л. Ван Бетховен «Лунная соната»
С. С. Прокофьев «Соната»
С. Франк «Симфония ре-минор»2. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности в 
себеФ. Шопен «Мазурка» и прелюдии
И. Штраус — Вальсы
А. Г. Рубинштейн «Мелодия»3. Для умиротворения и согласияЛ. Ван Бетховен 
«Шестая симфония» 2 часть
И. Брамс «Колыбельная»
Ф. Шуберт «Аве Мария»
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-