Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Пурнис Н. Е. - Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
Постепенно «маска» прирастает к лицу, меняя внутренний мир человека.
      Перформанс 
      Перформанс (от англ. perfonmance — «короткое выступление», «исполнение», 
«игра», «представление») — литературное, музыкальное или театральное 
представление, форма современного искусства, исполняемого одним или несколькими 
участниками перед публикой. Это сценическое, художественное представление, 
включающее в себя музыку, живопись, скульптуру. В течение XX в. перформанс 
использовался представителями нескольких художественных направлений, в 
частности футуризма, дадаизма и «Баухауза». Расцвет перформанса в 1960-х гг. 
связан с появлением хэппенинга, бодиарта и концептуального искусства. 
      Концептуальное искусство (концептуализм) — стиль, возникший в 1960-е гг. 
в США, стремящийся в первую очередь выразить идею, а не создать видимый образ. 
В качестве материалов используются фотографии, письменная информация, графика, 
звук и видеоленты. Концептуализм граничит с перформансом, в котором 
человеческое тело является средством выражения. В этом контексте происходит 
раскрытие глубинных слоев души.
      Многие участники перформанса определяют его как очень глубокое, важное, 
духовное переживание. В перформансе автор заявляет о своих глубоких душевных 
потребностях. Изначальная установка перформансиста — «Из себя и для себя». И в 
работе со зрителем главный вопрос «Кто Я?» остается.
      Как правило, перформанс планируется заранее и протекает по определенному 
сценарию. Отличие от театра состоит в том, что исполнитель или участник 
художественной акции совершает абсолютно реальные действия, которые ничего 
кроме их самих, не изображают. 
      В отличие от живописи перформанс не требует специальной подготовки для 
адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных 
ожиданий и подходов к нему как произведению искусства. Обязательные условия — 
составление программы, работа со зрителями или съемка на видеокамеру.
      Характерные особенности перформанса: отсутствие слов, обязательное 
взаимодействие со зрителем, наличие истории.
      Мы используем перформанс для овладения новой формой работы, чтобы личный 
опыт, полученный в арт-терапии, интегрировать не только в обсуждении, но и в 
другой самостоятельной модальности, где есть возможность продолжить эту же тему.
 Ритуал, используемый в перформансе, имеет личный оттенок. Это как в японской 
хокку — картине без рамок, куда каждый проецирует свой мир, где кодирование 
предметов происходит бессознательно.
      Групповой перформанс позволяет затронуть при обсуждении два аспекта 
переживания: переживания зрителей и переживания участников. 
      Программа перформанса составляется от первого лица в настоящем времени и 
прописывается пошагово, но суть остается за кадром. То есть программа 
составляется «формально» В начале желательно использовать фразу: «Я выхожу в 
пространство перформанса». Перформанс — это работа в измененном состоянии 
сознания, и эти слова помогают войти в это состояние. Далее приблизительно так: 
«…Справа от меня лежат предметы в таком-то количестве, с которыми могут 
взаимодействовать зрители (могут и не взаимодействовать). В течение времени, 
пока идет перформанс, я беру на себя ответственность за все, что со мной 
произойдет». Принято заканчивать словами: «Когда я совершу такое-то действие, 
перформанс закончится». В арт-терапии можно оговорить время: «Через 15 минут я 
ухожу». Заканчивается программа словами «Перформанс закончился».
      Более подробно о перформансах в арт-терапевтическом контексте можно 
познакомиться в работах А. И. Копытина [8, 9].
      Мандалы и лабиринты
     Лабиринт — это карта собственной души и возвращения домой. Путь по 
лабиринту — интересное путешествие наедине со своими переживаниями, в которых 
можно найти свое внутреннее «Я».
     Лабиринт — сооружение с запутанным и сложным планом, фигурная кладка пола 
из разноцветных камней, создающая узор, который сложными зигзагами ведет к 
центру композиции [16].
     Построение рисунка лабиринта, характерного для соборов поздней готики, 
было весьма разнообразным. В ряде лабиринтов увековечивались имена и даже 
портреты создателей соборов. В средневековых кафедральных соборах лабиринт был 
путем в небесный град Иерусалим — символ высшей цели человека, обретения рая 
или небесного Иерусалима.
     В XVII–XVIII вв. в садах и парках Западной Европы создавались участки с 
затейливым планом, где между высокими стенами стриженых кустов извивались узкие 
запутанные дорожки. В эпоху барокко и рококо лабиринты превратились в парки со 
стрижеными кустами и предназначались для прогулки. В наше время во многих 
городах мира, в парках, в кризисных центрах имеются искусственно созданные 
лабиринты.
     Напомним, что лабиринт — универсальная архетипическая схема, которая 
встречается во многих культурных традициях и насчитывает более 5000 лет истории.
 Сейчас люди по всему миру заново открывают для себя лабиринт. Будучи древним 
могущественным символом целостности и единства, построенным на основе круга и 
спирали, лабиринт является инструментом душевной трансформации человека.
     Лабиринт — это также символ, означающий подсознание с его неизведанными 
возможностями.
     Семиповоротный лабиринт находят повсюду в мире — он был очень важен для 
древнего человечества. Он отражает древнеегипетские представления: семь дверей 
в области загробного мира, ведущие в лабиринт. Многие видят в схеме 
семиповоротного лабиринта семь областей, связанных с человеческим сердцем. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-