|
рисунка на цветном фоне, нужно нарисовать картину на кальке. Кальку
изображением вниз положить на подготовленную для отпечатка бумагу. Обвести
контуры рисунка заостренной палочкой и... оттиск готов.
Рисунок получается слегка выпуклым, что делает его весьма своеобразным. В
этом случае обычно используется цветная бумага, но можно отпечатать изображение
и на другом фоне.
Акватушь или акватипия (от лат. aqua — вода) — совсем иная по основным
приемам техника, хотя благодаря своей наглядности она перекликается с двумя
предыдущими. Помимо бумаги и красок понадобится вода в любой емкости. Развести
гуашь и широкими мазками нарисовать на бумаге какой-либо, желательно крупный,
рисунок. Когда гуашь подсохнет, весь лист покрыть черной тушью. Тушь сохнет
быстро, если ее слой не слишком толстый. Затем рисунок «проявляется» в ванночке
с водой. В воде гуашь смывается с бумаги полностью, а тушь — лишь частично. На
черном фоне останется своеобразный белый рисунок со слегка размытыми контурами.
Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании
[15].
Немецкая графика — рисование на грубой зернистой бумаге, предварительно
покрытой белилами. Чтобы получить мягко расплывающийся штрих, нужно
использовать японскую кисть; отпечаток грубой материи оставит ткань,
пропитанную темной краской [15].
Метафорические игры
Сочинение сказок, историй, метафор широко используется в психологической
и психотерапевтической практике, как с диагностической, так и с развивающей,
коррекционной, терапевтической, обучающей целями (Т. М. Грабенко, Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеева, Ж. В. Завьялова, В. Л. Кокоренко, Н. Пезешкян, К.-Г. Юнг
и др.). В психологии труда чаще используются различные вариации «Метафорической
деловой игры» Ж. В. Завьяловой [14]. Мы в своей работе использовали
метафорические игры, направленные на развитие инициативности, активности и
навыков взаимодействия в коллективе. Основная цель этих игр — прояснение
производственных ситуаций и межличностных отношений, поднятие командного «духа»
и т. д. Далее приведен общий алгоритм составления игр:
1. Четко определить проблемную ситуацию.
2. В проблемной ситуации выделить основные действующие лица.
3. Сконцентрировать внимание на отношениях между действующими лицами, их
мотивации, интересах и желании.
4. Подобрать по аналогии примеры из сказок, притчи, истории, в которых главные
герои были связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами.
5. Определить число команд. Каждая команда делает маски, костюмы или головные
уборы (используя ткани, бумагу, готовый реквизит) сочиняет истории. На
заключительном этапе команды проигрывают свои варианты взаимодействия.
6. Подвести итоги. Выводы обязательно должны содержать практическую ценность
для участников. С этой целью необходимо провести параллели между сказкой и
жизнью, игрой и действительной ситуацией, перевести метафорический язык сказки
на язык реальных событий.
Маски
Считалось, что тот, кто надевает маску, внутренне преображается и
приобретает свойства представляемого им существа. Маска ужаса как декоративный
элемент должна была предохранять от неблагоприятного влияния. Маска на шлеме
римского времени не только защищала, но и сообщала о героизме владельца. Маска
в театре предназначалась для воспроизведения характера и подчеркивания
жестикуляции персонажей [4, 6, 16].
Маска является инструментом восприятия материала, вытесненного в
бессознательное. Она показывает нам, как мы живем, что мы делаем со своей
жизнью, она выражает наш характер и наши страсти, борьбу между нашими
требованиями к жизни, конфликт потребностей. Маска оказывает влияние как на
нашу внутреннюю, так и на внешнюю жизнь. Интересное наблюдение — наше лицо
всегда выражает нашу прожитую жизнь, то есть запечатлевает наш жизненный опыт,
а выполненные маски — скорее непрожитую жизнь, те ее стороны, которые скрыты за
нашим лицом, — что окрыляет нас, а что тщательно отодвигается в тень, что
обогащает, что делает серьезным и задумчивым. Маска не является никакой
маскировкой или переодеванием. Ее можно сравнить с торжественной пустотой, на
которую можно взглянуть, чтобы увидеть неочевидное с позиции обычной
человеческой жизни.
В психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера
упражнение «Маски» применяется для прояснения его социальных ролей. Впервые
систематически представил понятие социальной роли Д. Г. Мид в 1934 г. Он
определил социальную роль как результат опытного и созидательного процесса
взаимодействия, которое означает, что люди в пределах своих ролей всегда
проверяют свои представления о ролях других людей, и реакция последних
укрепляет или ставит под сомнение эти представления. Принятие и освоение
социальных ролей — один из стихийных механизмов формирования личности. Диапазон
и число ролей определяется многообразием видов деятельности, отношений, в
которые включена личность с ее потребностями и интересами. Часто менеджер
одновременно играет несколько ролей, которые предъявляют к нему разные, иногда
противоречивые требования [6]. В результате одни стороны его «образа Я»
гипертрофированы, а другие — выражены слабее. Результатом такого дисбаланса
являются особые типы поведения в стрессовых ситуациях, которые условно можно
назвать защитными — человек бессознательно стремится с помощью ролевых приемов
создать в глазах окружающих задуманное представление о своей личности.
|
|