|
студентов-психологов средствами тренинга: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.
Казань, 2004. 20 с.
18. Соловьева Е. А. Исследование роли предметно-пространственного
компонента в формировании образовательной среды вуза // Известия РГПУ им. А. И.
Герцена. № 5 (12): Психолого-педагогические науки: научный журнал. СПб.: РГПУ,
2005. С. 83–95.
19. Соловьева Е. А. Семиотические механизмы воздействия музыки как
компонента среды // Ананьевские чтения-2004. Материалы науч.-практич.
конференции 26–28 октября 2004 г. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 620–622.
20. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического
тренинга // Психологический журнал. 1984, № 4. С. 57–64.
Глава 2. Художественные формы работы и арт-терапевтические упражнения в
психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера
Художественные приемы
Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как
отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от
горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не
достигнув полного удовлетворения.
Николас Хиллнард
Арт-терапевтические техники, приемы и упражнения легко осваиваются и без
труда воспроизводятся специалистами, используются в процессе обучения,
встраиваются в психопрофилактические, психокоррекционные системы и др. В то же
время, успех взаимодействия, терапевтический эффект, качество, длительность
достижения результатов и их устойчивость во многом определяются личностными
особенностями арт-терапевта (специалиста). Предсказуемость позитивных
результатов и эффектов в первую очередь определяется независимыми
характеристиками: психологическими механизмами изобразительной деятельности,
феноменом «исцеляющих» свойств самого художественного творчества, содержанием и
процедурой арт-терапевтических техник [1, 10 и др.].
Предлагаемые техники и упражнения из практики тематически ориентированных
групп и модифицированные в соответствии с целями исследования, могут
применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе (рис. 11). Подробные
перечни техник и упражнений, используемых в групповой арт-терапии, с изложением
основ методологии даны в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнееевой, В. Л. Кокоренко,
А. И. Копытина, С. И. Макшанова, С. Г. Рыбаковой, Н. Ю. Хрящевой и т. д. [5, 6,
7, 10, 12, 13, 14, 15 и др.].
Рис. 11. Художественные формы работы в психологическом обеспечении
профессиональной деятельности
Коллаж
«Искусство клееных картинок» — так поэтично звучит перевод слова «коллаж»,
от французского слова «collage» — буквально «наклеивать». Терапевтические
ресурсы коллажа, отмеченные самими авторами таких работ, следующие:
o глубинная тематическая проработка, которая в большинстве случаев не вызывает
сопротивления этой работе;
o информативность;
o азарт, но нетравматичный;
o снижение ответственности за изобразительный продукт;
o актуализиция;
o большие диагностические возможности;
o экологичная реконструкция;
o многовариатность тем.
Коллаж — это наклеивание или прикрепление какого-либо материала (ткани,
бумаги, газетных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы получилась
композиция или картина. Иногда коллаж дополняют рисунком, живописью, словами и
фразами.
Для коллажа годятся самые разные материалы: бумага (гофрированная,
папиросная, чертежная, оберточная, старые открытки, газеты, салфетки, обои),
ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата,
кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, наждак, губка). Можно
использовать и другие предметы: пряжу, бечевки, пуговицы, алюминиевую фольгу,
сетку от комаров, пакеты из-под сока, формочки для хранения яиц, пластиковые
пакеты, пробки от бутылок, скорлупу, листья, ленты, зерна, лапшу и макароны,
обрезки дерева, гальку, пробки, любые предметы, которые можно прикрепить,
приклеить или привязать к плоской поверхности. Коллаж можно сделать, используя
иллюстрации, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Самое важное и интересное —
использование иллюстраций из старых и новых журналов, календарей,
еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями.
Основой может служить доска для объявлений, чертежная или оберточная
бумага, грубая ткань (например, мешковина), газета, картон, стекло, дерево,
пластмасса. Полезны при такой работе канцелярские скрепки, липкая лента, лента
для наклейки на машинописный текст, клей, паста, дырокол, бечевка. Создавать
коллаж, как и узоры на песке, можно самыми разными способами.
Терапевтические ресурсы коллажа, отмеченные самими авторами, таковы:
глубинная тематическая проработка, информативность, азарт, диагностичность,
экологичная реконструкция, многовариатность тем, сниженная ответственность за
изобразительный продукт, актуализация. В большинстве случаев коллаж не вызывает
сопротивления перед работой, и он не травматичен.
Возможности применения коллажа в работе с персоналом: профотбор,
психологическое сопровождение, диагностика, психокоррекция, психопрофилактика
|
|