Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Пурнис Н. Е. - Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
профессионального и эмоционального выгорания и т. д.
      Мы не можем пока говорить о достаточно надежном диагностическом 
потенциале коллажей, тем не менее нами отмечены следующие характеристики 
авторов (группа менеджеров) при анализе их коллажей: 
      * переполненность работы образами, когда картинки выходят за край листа, 
«многоэтажность» (на одни образы наклеены еще несколько рядов картинок) — с 
одной стороны, у авторов таких работ высокие показатели креативности, с другой, 
— высокий уровень личностной тревожности, или эмоциональной нестабильности;
      * структурированное расположение картинок — активные мыслительные 
процессы, интеллектуализация, эмоциональная сдержанность;
      * горизонтальное расположение образов — хорошая ориентация во времени, 
наличие четко поставленных целей и планов;
      * вертикально расположение образов — в большинстве случаев авторы таких 
работ больше декларируют свои цели, чем придерживаются их, или имеют их пока в 
виде мечты, но чаще всего в дальнейшем они проявляются как ложные или 
«псевдоцели». 
      Также обращают на себя внимание следующее:
      * использование в коллажах надписей различного характера. При обсуждении 
авторы подобных работ говорили о своих проблемах с выступлениями перед 
аудиторией, на самопрезентациях, переговорах.
      * выбор в качестве основы под коллаж цветного листа, по оценкам самих 
участников, придает большей уверенности при выполнении задания, успокаивает, 
снимает тревожность.
      Существует правило — не давать эстетической оценки арт-терапевтической 
продукции. Тем не менее большая эстетичность коллажа, по сравнению с рисунком, 
помогает многим участникам, не умеющим рисовать, утолить свой «эстетический 
голод». Особенно тем из них, кто работает в условиях промышленного производства,
 которая, как известно, отличается «агрессивной» средой: скудностью цвета, 
отсутствием интерьера, шумом, мрачными цветами производственной одежды и т. д. 
Обилие цвета, образов, глянца, фантастических и реальных отображений мира 
привлекает участников в этой технике, а главное, здесь не требуется специальных 
навыков. 
      Коллаж используется как с диагностической, так и с терапевтической целью 
(Х. Ландгартен). Это связано с тем, что художественный процесс изготовления 
коллажа снимает психологические защиты, проясняя тем самым, многие скрытые 
смыслы, в том числе неосознаваемое отношение к себе (Р. М. Грановская, И. М. 
Никольская, Х. Ландгартен, В. Оклендер). Изготовление коллажа помогает 
преодолеть ситуативную тревожность человека и робость, связанную с отсутствием 
«художественного таланта» и умений (Л. Д. Лебедева, К. Рудестам), позволяет 
внести в работу элемент игры и даже ролевого перевоплощения (А. И. Копытин), 
что обеспечивает необходимую степень безопасности при изобразительной работе, а 
также дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств.
      Еще одно преимущество коллажа заключается в наличии множества тем, 
которые могут модифицироваться в зависимости от целевых установок группы. 
Групповая работа позволяет каждому участнику проявить степень своей 
заинтересованности и активности в межличностном взаимодействии. 
      На одном из занятий мы предложили участникам две различные темы для 
коллажа: «Я в прошлом, настоящем, будущем», «Мой «образ Я», мои планы и мечты». 

      Выполнение данных упражнений включает два этапа.
      На первом этапе упражнения участникам арт-терапии предлагается изготовить 
коллаж на заданную тему, на втором — выполнить тест Л. Зурхера «Кто Я?». 
      При выборе темы коллажа «Мой образ «Я», мои планы и мечты» мы исходили из 
того, что «Я-желаемое» и «Я-фантазируемое» имеют много общего. Образ 
собственного «Я» строится по законам воображения, невероятно оторванного от 
реальности. Между тем значение «Я-желаемого» и «Я-фантазируемого» очень велико, 
когда человек строит планы на будущее, что невозможно без участия фантазии. При 
оценке «Я-образа» для человека важно, не подменяет ли его «Я-фантазируемое» 
правильное понимание им своего положения в жизни и в профессии. На втором этапе 
упражнения, после изготовления коллажа, использовался модифицированный вариант 
вербального теста Л. Зурхера «Кто Я?», позволяющий выявить актуализированные 
самоидентификации [17]. Зурхер предлагает четыре модели так называемых «модусов 
Я» (таблица 4).
      
Таблица 4. Содержание модусов теста Л. Зурхера «Кто Я?»
МодусНазваниеСодержаниеАФизическое «Я»Структура, жестко обращенная внутрь, 
замкнутая в себе, «микро-Я», основанное на телесных свойствах, самоощущениях 
(определения, связанные с внешностью)ВСоциальное «Я»Статусы, роли, 
принадлежность к той или иной социальной группе (руководитель, лидер, 
организатор, образованный, обеспеченный)СРефлексивное «Я»Субъективные свойства, 
вкусы, особенности характера (интересный человек, задумчивый, доброжелательный, 
недовольный)DТрансцендентное «Я»Структура, основанная на универсальных, 
общечеловеческих ценностях и отражающая работу воображения      
      По мнению автора теста, чем выше уровень развития личности, тем больше 
используется характеристик, относящихся к «высшим» модусам С и D. 
      
      Выбор темы для коллажа «Я в прошлом, настоящем и будущем», основывался на 
том, что профессиональная рефлексия необходима, как начинающему работнику, так 
и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, независимо 
от степени профессиональной зрелости, необходимо уметь оценивать свои 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-