|
В отечественной литературе термин «психологическое здоровье» впервые
появляется в «Кратком психологическом словаре» под редакцией А. В. Петровского
и М. Г. Ярошевского [50]. Психологическое здоровье они определяют как состояние
душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических
явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности
регуляцию поведения и деятельности. Акцент сделан на следующих функциях
психологического здоровья: поддержание равновесия между личностью и средой,
способность противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий
для здоровья [50].
И. В. Дубровина рассматривает психологическое здоровье в контексте
личности в целом, указывая на его тесную связь с высшими проявлениями
человеческого духа. Она считает, что его следует рассматривать с точки зрения
духовного богатства личности, то есть включать в понятие «психологическое
здоровье» духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту,
Добро. Если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его
психологическом здоровье. Дубровина выделяет собственно психологический аспект
проблемы психологического здоровья наряду с медицинским, социологическим,
философским и другими его аспектами [33].
Согласно мнению С. Я. Долецкого, психологическое здоровье — свойство
человека противостоять психологическим перегрузкам или недогрузкам. Для
определения категории психологического здоровья В. И. Слободчиков и А. В.
Шувалов использовали понятие «интеграл», производное от латинского «integer»,
означающего «полный, цельный, ненарушенный» [93]. Широко распространено
понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода [102]. В
данном подходе здоровый человек — успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные
отношения с окружающими.
Описывая психологическое здоровье как систему, О. В. Хухлаева выделила
его аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты
[102].
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями
собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как
абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и
принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных
особенностей и т. д. Безусловной предпосылкой к этому является личностная
целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в
диалог.
Инструментальный компонент предполагает наличие рефлексии как средства
самопознания, способности концентрировать свое сознание на себе, своем
внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими людьми. Данному
компоненту соответствует умение человеком понимать и описывать свое
эмоциональное состояние и состояния других людей, возможность свободного и
открытого проявления чувств без причинения неудобств и вреда другим, осознание
причин и последствий своего поведения и поведения окружающих.
Потребностно-мотивационный компонент предполагает наличие у человека
потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом
своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий
двигателем его развития.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают тесную связь
укрепления психологического здоровья с развитием самосознания (Г. С. Абрамова,
Э. Ф. Зеер, М. К. Тутушкина, Т. В. Форманюк, Ю. А. Юдчиц, А. Адлер, К. Хорни, К.
-Г. Юнг, Р. Бернс, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм). В
качестве средства обеспечения внутренней согласованности многие исследователи
называют «Я-концепию». Основная цель развития «Я-концепции» заключается в том,
чтобы помочь человеку самому себе стать источником поддержки, мотивации и
поощрения. Одним из определяющих критериев психологического здоровья довольно
часто служит степень совпадения образа реального «Я» с образом идеального «Я»,
то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Высокую степень
совпадения реального «Я» с идеальным «Я» принято считать хорошим показателем
психического здоровья [85, 101 и др.].
Часто при описании негативной «Я-концепции» используются термины
«психологический диссонанс», «дискомфорт», «дезадаптация». Те же термины
употребляются при обсуждении нарушений психологического здоровья. Это,
безусловно, указывает на наличие связи между «Я-концепцией» и психологическим
здоровьем [86].
Для нас представляет интерес связь креативности, как одной из
самоактуализационных характеристик личности, с психологическим здоровьем. На
эту связь указывали в своих исследованиях Д. Б. Богоявленская, М. А. Гулина, А.
Адлер, Р. Крейг, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Оллох, А. Танненбаум, К.-Г. Юнг, Э.
Фромм и др. В экспериментальном исследовании С. Мадди (Maddi) ставился вопрос о
том, могут ли совмещаться личностное здоровье и креативность. Результаты
показали, что наряду с вариантами сочетания креативности с дезадаптацией имеют
место случаи сочетания креативности с хорошими показателями личностного
здоровья.
Способность личности к творческой самореализации в обществе, к сложнейшим
преобразованиям самой себя в целях самосохранения и продления своей
работоспособности, по мнению В. Г. Максимова, является важным компонентом
психологического здоровья [58, с. 35].
О. В. Хухлаева, включая креативность в содержание психологического
здоровья, представляет его в виде трех уровней:
К высшему уровню — креативному — относятся люди с активным творческим
|
|