|
мускулатуру, держа Эрика”. Этот рисунок имеет определенное отношение к тем
темам, которые проявились на предыдущих этапах работы. По поводу рисунка она
сказала, что Бруно становился слишком тяжелым, и ей необходимо “укрепить свои
силы”. Поднимающая ребенка рука может ассоциироваться с ее стремлением
справиться с чувством горя, а также с тем, что ей необходимо проявить душевные
и физические силы, для того, чтобы выполнять свои функции. Кроме того, в одном
из квадратов она изобразила усталые и ассоциирующиеся с бессонными ночами
глаза; в другом – черную дыру горя”. Еще в одном квадрате изображена чашка чая,
напоминавшая ей о присутствии партнера (поскольку обычно он готовит чай), а в
других – отвлекающие, моменты в ее жизни, появление Бруно; образ себя самой,
идущей по дороге; руки, протянувшиеся к гробу с Эриком.
Джей решила выбрать одну из картиной этого большого рисунка для дополнительной
работы над ее сюжетом. Она выбрала картинку с изображением рук, протянувшихся к
гробу и написала: “Отец или сын”. Тем самым она показала, что не знает, по кому
именно она больше скорбит — по отцу или сыну. Джей сказала, что испытывает
душевную боль в связи со смертью Эрика, а также чувство досады оттого, что
смерть ее отца от сердечного приступа не дала ему возможности увидеть своего
внука.
Следующий рисунок, созданный на седьмой неделе, представляет собой попытку
нового изображения одной из картинок. Этот рисунок представляет собой версию
известной фотографии обнаженной вьетнамской девочки, в страхе убегающей от
непалмовой атаки американцев. Джей сказала, что изображение этой девочки
передает страх и ужас, и что именно ее протянутые руки она пыталась рисовать на
большинстве ранее созданных композиций. Этот рисунок можно воспринимать двояко
(как trompe-l’-oel).
Если посмотреть на него по-другому, то можно представить, что эта девочка лежит
на дороге, и что по ней только что проехал грузовик. Этот вариант восприятия
рисунка также придает ему метафорический характер; он может символизировать
состояние “раздавленности” Джей после перенесенных ею испытаний.
На той же (седьмой) неделе Джей сделала набросок углем, отражающий ее право
самостоятельно делать жизненный выбор. Слева она изобразила “помогающую
отвлечься чашку чая”, а справа – горшок с цветами, символизирующий ее
способность принимать самостоятельные решения (незадолго до этого она купила
домашние растения). Незаконченное изображение стоящего на одной ноге человека –
это она сама, ощущающая себя в неустойчивом положении.
Выполненный в цвете на десятой неделе работы следующий рисунок (рис. 4)
отражает драматический выход Джей из состояния депрессии. Этот образ она
охарактеризовала как большой и сильный. Рисунок изображает “Венеру” с
распростертыми в обе стороны руками, выходящими за пределы неких границ или
свода и проникающими в иное пространство. При этом руки превращаются в птиц.
Венера переступает через сосуд и при этом поднимается в воздух.
Джей заметила, что у этой Венеры есть грудь, но нет влагалища. Ей явно
понравилось рисовать красками, и она согласилась с тем, что ее новый рисунок
отражает радостное настроение. Сопровождающий его текст гласит:
“Заветный сосуд переступила и устремилась, чтобы вздохнуть свежего воздуха,
оставив позади безумие и радость… Идет в поисках своего подлинного лица, своего
достойного места, приготовившись что-то сказать… Она идет сюда – вселенская
женщина…”
Созданный на той же неделе следующий рисунок (рис. 5) изображает прекрасный
сосуд (символизирующий кровь и чрево), который держат две большие руки.5 Джей
сказала, что она держит сосуд, но пока еще не решается из него выпить; она
видит его и то, что в нем находится, но не чувствует вкус напитка. Она сказала,
что этот образ передает целостность, и что сосуд не поврежден. Данный рисунок
Джей сопроводила текстом: “Это – не сосуд забытья, это – зашитое чрево; мои
полные губы сохнут, и рот наполняется слюной. Я прикасаюсь к этому сосуду, но
еще не чувствую, что он принадлежит мне”.
Следующий рисунок (Рис. 6) напугал Джей. Образ чем-то напоминает вывешенную в
Сиднее “Маску Нолана” (созданную хорошо известным в Австралии Недом Келли серию
работ). Изображенный на рисунке человек “качает” мускулы, используя для этого
вместо гантели мертвого ребенка. При этом он показывает кому-то, что следует
держать язык за зубами. Комментируя этот рисунок, Джей сказала, что нарисовала
себя, и что он производит на нее устрашающее впечатление, поскольку фигура
призывает хранить молчание, а также потому, что в ней есть нечто нечеловеческое.
С левой стороны рисунка, отделенные от остальной его части границей,
расположены различные, связанные с привычными занятиями и досугом Джей предметы,
включая коляску и Бруно. Очевидно, что все эти предметы отвлекали Джей от ее
переживаний, в том числе чувства горя. После создания рисунка она сказала о том,
что должна признать это чувство, как очень важное для себя.
Следующий созданный на этой неделе рисунок изображал женщину без головы, что
вновь могло символизировать попытку скрыть или подавить чувства. Женщина
изображена в согнутом положении, висящей на двух веревках. Джей пояснила, что
этот рисунок отражает переживаемое ею чувство злости, отвращения и несогласия с
тем, как с ней обошлись. Это изображение имеет определенное сходство с
изображениями на рекламных щитах в Австралии, представляющими спортивную одежду
для женщин. На одном из таких щитов изображена согнувшаяся женщина, голова и
большая часть тела которой “обрезаны” границами плаката. Джей охарактеризовала
данное изображение как оскорбительное и как разновидность “мягкой порнографии”.
Хотя сам образ пытается убедить зрителей в том, что женщина может быть сильной
и активной, по мнению Джей, он, скорее, свидетельствует о зависимом положении
|
|