|
что оно какое-то “расслабленное” и “ненормальное”. Оно разлагается или высыхает,
и из него выходит пар. Она также сообщила о результатах посмертного вскрытия,
показавшего, что тело Эрика начало разрушаться еще во внутриутробный период, и
добавила, что она читала о том, что умершие в утробе дети “разлагаются очень
быстро”. Хотя изображение тела Эрика вызывало у нее отвращение, она пририсовала
в правом верхнем углу также его крылатую, возносящуюся на небу душу.
Следующий рисунок изображал лежащую женщину с раздвинутыми ногами,
прикасающуюся к своим половым органам. Она сказала, что этот рисунок ей
неприятен, и добавила, что изображенная женщина пытается накладывать себе швы.
Она также отметила, что ее чувства, связанные с родами, “открыты” и “обнажены”,
и что изображенная женщина – это она сама, а переживаемое ею чувство горя – это
горе многих женщин. Она сказала, что ей хотелось бы встретиться с теми
женщинами, которые перенесли операцию кесарева сечения, и которые из-за этого
не чувствовали себя “нормальными женщинами”.
Она также сказала о том, что неправильные методы родовспоможения вызывают у нее
сильную злость, в особенности из-за того, что заставляют ее испытывать чувство
вины и беспомощности, а также о том, что она считает, что подверглась унижению.
Смерть ребенка заставила ее пережить собственную несостоятельность и привела к
охлаждению материнских чувств. Она также сказала, что утрата ребенка
отрицательно повлияла на ее представление о себе самой и ее способность к
получению нового опыта и знаний.
На третьей неделе Джей также создала один рисунок, отражающий переживаемое ею
чувство гнева. Одна из надписей гласит: “Разбей эти шлюзы!” Молоток, по словам
Джей, символизирует угнетение женщин. Рисунок в целом отражает ее чувства гнева
и злости, а также ее отношение к критическим оценкам поведения женщин. Молоток,
поэтому, ассоциируется не только с направленной на женщин агрессией, но и с тем
осуждением, которому они часто подвергаются в обществе.
Следующий рисунок передавал те чувства Джей, которые связаны с родами. Он
напоминает о том, что у нее была двойня, и что она подвергалась ультразвуковому
исследованию. Слова: “Врач, исцелись сначала сам” отражают чувство гнева,
которое она испытывает к врачам и медицинским учреждениям. В то же время, она
отметила, что медицинские работники были к ней достаточно внимательны, разрешив
ей на восемь часов остаться с телом мертвого Эрика, прежде чем его забрали на
вскрытие. Тем не менее проведенная ею в родильном доме вместе с Бруно ночь
оказалась для нее крайне неприятной, поскольку они не могли остаться наедине, и
все время ярко горел свет. Она могла кормить Бруно либо при ярком свете, либо в
полной темноте. Она сказала, что нахождение в родильном доме произвело на нее
очень удручающее впечатление, и что ее представление о том, что медицинское
учреждение должно быть местом для исцеления оказалось полной иллюзией.
По поводу родов Джей сказала, что они являлись для нее шоком. Она потратила так
много сил на подготовку к ним и охарактеризовала себя как “образцовую женщину,
собирающуюся родить двойню”. Она испытывала гордость за себя; ежедневно гуляла
по полтора часа, после чего в течение 40 минут выполняла физические упражнения.
Она следила за диетой и считала себя хорошо подготовленной к родам как
физически так и психологически.
На четвертой неделе арт-терапевтической работы Джей создала коллаж, включающий
в себя элементы ранее созданных ею изображений. Бык ассоциируется у нее с отцом
(Таурус); внутри же быка был изображен единорог. Эти фигуры были окружены
анемонами цвета морской волны. Слева были изображены несколько часов,
обозначающие несколько граней личности Джей. Она пояснила, что может
произвольно выбирать, какую из этих граней демонстрировать – они, например,
могут быть связаны с чувствами гнева, горя, грусти или страха. Она может
“одевать” и “снимать” их по своему желанию как одежду.
На пятой неделе Джей изобразила в красках подводную сцену; на переднем плане
был нарисован краб с неким существом, растущем на его панцире. Это существо
напоминало червя. В ходе той же сессии она создала другой рисунок. Одна из
изображенных на нем фигур, по словам Джей, уверенно стоит на ногах (на что
указывают свинцовые ботинки); другая же символизирует “истерическую” часть того
же самого существа. Джей сказала, что фигура слева символизирует ее
самоконтроль, другая же – ее “страх” и “неверие” в свои силы. В центре этой
фигуры было изображено нечто, напоминающее матку с наложенными на нее швами.
На той же неделе Джей также нарисовала образ, связанный с отрицанием ею своего
тела и неверием в его возможности. Она нарисовала себя держащей над своей
головой некую перекладину или железную палку, символизирующую ее жизнь. В то же
время, этот образ ассоциировался у нее с медициной и боевыми искусствами.
Железные палки используются во время тренировки с целью развития силы и
ловкости. Джей также нарисовала на этой палке или перекладине чашки чая,
отметив при этом, что ее партнер (который не был изображен на данном рисунке)
умеет готовить очень хороший чай.
По поводу палки или перекладины, она сказала, что “она позволяет все это
соединить, хотя она чем-то ей напоминает “летящие руки” и ассоциируется с ее
желанием иметь больше рук. На палке или перекладине было изображено то, что
связано для Джей с ткущим моментом ее жизни: усталые глаза, чашки чая, книга,
матка, два младенца, телевизор, половой член и рот. Джей не нарисовала себе рот.
Хотя она часто плакала, она считала, что все равно старается держать в себе
переживаемое ею чувство горя. Она пояснила, что, несмотря на ее попытки
выразить это чувство, ей все равно не удавалось это сделать.
На шестой неделе Джей нарисовала интересный автопортрет. Надпись под рисунком
гласит: “Дрожащая девочка – птица – женщина. Мертвая девочка-птица”. Она
пояснила, что изобразила себя в возрасте восьми лет. Кроме того, она отметила,
|
|