|
связана с некоторым трехстадийным процессом, а так как
пониманию числа 3 соответствуют, в частности, понятия гар
монии, примирения, то можно сказать, что указанная це
почка указывает путь гармонизации понятия, связанного
с числом n. Далее, если переход от n к n + 1 связывается с
отрицанием, противопоставлением, противоречием, то
последующий переход от n + 1 к n + 2 приводит (путем еще
одного отрицания) к разрешению этого противоречия.
Ясно, что по такой схеме построено отрицание отрицания
(ассоциирующееся в настоящее время в основном с именем
Гегеля, но хорошо известное еще древним мыслителям), фор
мулируемое как триада «тезис, антитезис, синтез». Эта триа
да понятий получила в философии нового времени очень
широкое распространение, что привело к затушевыванию
того факта, что она является лишь простым частным случаем
применения нумерологии (а именно, использованием
свойств числа 3 в данном случае). Кстати, само понятие чис
ла можно рассматривать как результат такой триады, первые
два члена которой - понятия один и много. Их синтез - это
и есть понятие числа (многое, мыслимое как нечто единое).
73 • В.В.Г.
Число n мы можем описать и через два таких отрицания:
это "не n - 1" и не "n + 1". Например, число 3 - это "не 2" и "не
4". Тем самым 3 - это не первоматерия и не вещество, это -
движение от одного к другому. Число 7 - это "не 6" (согла
сие) и "не 8" (порядок). Тем самым с 7 связывается понятие
оппортунизма.
Более сложные цепочки, состоящие из четырех, пяти и
более последовательных чисел, используются все еще доволь
но редко. Иногда они появляются в некоторых силлогизмах
классической аристотелевой логики, но там изучению нуме
рологической структуры этих силлогизмов почти не уделяет
ся внимания. Пятичленные силлогизмы последовательно
использовались в ньяя - одной из даршан (систем) индийс
кой философии. В учении ньяя были подробно проанализи
рованы все звенья этой пятичленной последовательности и
указано, как она может быть использована для получения
нового знания. Вот одно из описаний логических силлогиз
мов в системе ньяя:
1. Утверждение.
2. Основание.
3. Связь утверждения и основания.
4. Посылка.
5. Вьтод.
Например, вот пятичленная последовательность суждений:
1. Будетогонь.
2 Если есть дым, то есть и огонь.
3. Так как не бывает дыма без огня.
4. Я вижу дым.
5. Значит, там есть огонь.
Видно, что этот силлогизм состоит из двух триад - первая
идет от искомого (это - житейская, частная триада), а вторая -
к искомому (общая, "научная" триада). В частности, число 5 тут
рассматривается как композиция двух троек (т.е. как 3 О 3 - об
операции композиции чисел см. ниже).
74 НУМЕРQJIОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ •
Кстати, пять этапов можно сопоставить с пятью плане
тами в такой последовательности: Марс, Венера, Меркурий
(как коммуникатор), Сатурн и Юпитер.
Что же касается самой нумерологии, то последователь
ности из четырех и более чисел тоже можно использовать
для построения интерпретаций чисел (причем интерпрета
ций очень нетривиальных, нестандартных), но в силу недо
статочной проработанности современным человеком чисел
4,5, ... (недаром даже сейчас при счете предметов часто гово
рят «один, два, три, много» И С числом 3 до сих пор связыва
ют понятие множественности) фактически обычно
ограничиваются диадами и триадами.
В целом ряд натуральных чисел можно рассматривать как
сотканный из множества цепочек всевозможной длины, эти
цепочки пересекаются, накладываются друг на друга, порождая
представление об этом ряде как о живом существе, постоянно
меняющемся, пульсирующем и в то же время неизменном. Вклю
чив интересующее нас число в одну из указанных цепочек, мож
но построить некоторую интерпретацию этого числа, основыва
ясь на интерпретациях (предполагаемых известными) остальных
членов этой цепочки. Например, в цепочке из трех чисел n - 1, n,
n + 1 можно, исходя из интерпретаций чисел n - 1 и n + 1,
указать некоторые свойства числа n.
Ну и, наконец, третий способ построения интерпретации
|
|