|
ие между Анимой и Анумусом. Если Анима,
уводя вглубь души, сливается с Тенью, Анимус резко отмежёвывается от неё:
общественный разум создаёт образ врага, чтобы не быть поглощённым
бессознательными процессами коллективной души. Общественное сознание делает это
по привычке: оно, как и сознание человека, боится скрытых сфер неведомого, от
которых можно ожидать непредсказуемого. Юнг указывает на то, что раньше этот
страх был оправдан: сознание бы не могло возникнуть, не отрицая
бессознательного. Однако теперь оно отошло от живых природных истоков слишком
далеко, и потому разум должен сознательно возращаться к неосознанным движениям
души. Столкновение между собой Анимуса и Тени продолжает иллюстрацию самого
драматического сюжета мифологии, о котором мы уже упоминали: архетипического
сюжета битвы земного и подземного царей, сражения громовержца со змеем. Эта
борьба всегда кончается победой архетипа Юпитера, хотя лишь временной: ради
динамики развития силы невидимого мира вновь подымают голову.
Понятно, что деление на мужское и женское отчасти условно, и мужская часть
личности женщины может на время стать для неё более осознанной, чем потребности
её женской души. Современные последователи Юнга считают, что Анима и Анимус
существуют у всех людей, помогая человеку осознать разнообразные скрытые
качества своей личности. Активизация этих архетипов в душе человека является
первым шагом к созданию собственной индивидуальности — уникальной и не похожей
ни на одну из того ряда масок, которые мы бессознательно усвоили с детства.
Такую же роль играет и любовь: она обозначет первую веху на пути создания
бессмертного кристалла себя. Анимус — любовь в более высоком смысле, чем
чувственная любовь Анимы: это более взрослая любовь к супругу, а также к родине
и идее, которую в астрологии обозначает планета Юпитер. Как известно, женщина
ценит брак больше любви: он развивает её Анимус — её дух — и выводит его из
сферы патриархально-бессознательного в область сознания (так жена защищает идеи
мужа и способствует их воплощению). Для мужчины же более развивающей и потому
более важной остаётся чувственная любовь, заставляющая его с новой силой и в
новом качестве пережить бессознательные ощущения детства: только душа-Анима
способна предоставить гармоничное дополнение его личности, ориентированной на
формальную взрослую жизнь.
Первая любовь редко реализуется в прочный брак, и часто супружество
связано с человеком совсем иного плана, чем изначальное чувство любви. Это
происходит потому, что любовь для обоих полов обычно осознается через образ
Анимы, а для брака требуется согласие Анимуса. Если какие-то черты
возлюбленного не удовлетворяют разум человека — "собрание мужей" в его душе,
которое судит его поступки — они формируют Тень. А Анимус — та
полубессознательная часть души, которая стремится стать осознанной,—
категорически настроен против Тени во всех сферах жизни. Поэтому и образ
супруга часто не совпадает с образом возлюбленного, хотя в перспективе критерий
чувства и критерий разума должны совпать: Анима и Анимус должны составить одно,
различаясь между собой лишь по образу пола (как и задумал их Юнг, дав им
одинаковые имена).
Сближение образов Анимы и Анимуса означает реализацию мифологического
сюжета брака громовержца с богиней любви (зодиакальных архетипов Юпитера и
Венеры — господина мировоззрения и госпожи чувств), который символизирует
изобилие, процветание и стабильное благополучие. Свадьба двух столь непохожих
властителей мира между собой становится возможной только на позднем этапе
развития мифологического сознания, ставящего задачу овладеть природой чувств.
Это происходит после того, как человечество осознаёт себя разумным и на
основе этого представляет людей равными богам, что фиксирует мифологический
архетип Близнецов. Понятно, что и в одном человеке единение мужского и женского
начал происходит не сразу. Таким образом, мы можем обозначить три первые стадии
развития чувства, с которыми так или иначе сталкиваются все:
— невольное чувственное влечение, возникшее по образу памяти души (Анима,
астрологически Луна);
— склонности, диктуемые воспитанием (Анимус, Юпитер — который сражается с
Тенью, Плутоном); и
— стабильное чувство, преодолевшее фазу "ум с сердцем не в ладу" (Анима,
отличающаяся от Тени: то есть Венера; или Анимус, победивший Тень, то есть
Марс).
Образ Анимуса в личном гороскопе, как подсознательный социальный идеал,
можно соотнести с качествами планеты, по астрологической терминологии,
экзальтирующейся в знаке рождения (то есть для Овна это будет Лев, так как в
знаке Овна экзальтируется Солнце). Он также связан с показателями социального
взаимодействия — кроме самого Юпитера, здесь играет роль положение его супруги:
астероида Юноны, отвечающий за брак, а также с планетоидом Хироном. Кроме того,
как праобраз отца, Анимус несёт характеристику Сатурна, а как любовь к мужу —
характеристику Марса. В совмещении гороскопов все эти планеты цементируют брак.
Астрологически понимание Анимуса человека по многом равносильно вычислению его
потенциального партнёра по браку. И поскольку Анимус связан с сатурнианской
характеристикой судьбы, он уже несколько выходит за пределы индивидуальности
самого человека и определяется обстоятельствами его жизни и характером людей,
оказавшими влияние на развитие личности (для описания Анимуса полезно учесть и
их гороскопы).
Подобно тому, как планета Юпитер стремится максимально раздвинуть
горизонты человека, Анимус выводит его за рамки личного бессознательного. Он
подготавливает человека к контакту с коллективным бессознательным, развивая в
нём способность эмоционального взаимодействия с другими людьми: дружественными
и
|
|