|
м образом,
к сфере подсознания принадлежат мышление женщины и чувства мужчины. Если Анима
приносит неосознанные волны настроения, Анимус — бессознательную убеждённость,
заставляя настаивать на воспринятых утверждениях и общепринятых мнениях вместо
их действительного осознания.
Как мать является первым носителем образа Анимы, так отец становится
воплощением Анимуса, который затем проецируется на множество других мужских
фигур. Анимус может олицетворять любая мужская фигура, от самой примитивной до
очень духовной, в зависимости от развития ума: во сне он может предстать и как
мальчик, и даже просто как голос. Также он персонифицируется как группа мужчин,
что менее характерно для Анимы, которая чаще олицетворяется одной фигурой
(очевидно потому, что доминирующее чувство — одно, а господствующих мнений
много):
"Анимус подобен собранию отцов или достойных людей, которое изрекает
непререкаемые "разумные" суждения. При ближайшем рассмотрении эти суждения
оказываются широко распространёнными высказываниями или мнениями, более или
менее бессознательно усвоенными с детства и спресованными в догму правды и
справедливости: собранием аксиом, которое, если сознание не может компетентно
разобраться в ситуации (что случается нередко) моментально предоставляет
готовое мнение. Иногда такие мнения имеют форму так называемого здравого смысла,
иногда они похожи на пародию обучения: "Люди всегда так делают" или "Все
говорят, что это так"."11[11]
Критическое суждение Анимуса может создавать чувство своей неполноценности
или сковывать инициативу. С другой стороны оно побуждает к черезмерной
критичности. Интеллигентная женщина может быть в такой же степени жертвой
Анимуса, как и её малообразованная товарка. Вторая цитирует средства массовой
информации, или её мнения поддерживает некая зыбкая сущность, называемая "они":
"Они говорят", а первая ссылается на некий авторитетный источник: университет,
церковь, государство, книгу или исторический документ. Но в обоих случаях, если
задать вопрос по сути её суждений, ответ будет спорным и догматическим. Анимус
жаждет власти, и какой бы милой женщина не была в обычной жизни, она впадает в
тиранию и агрессию и не слышит доводов разума, если затронут её Анимус. Причина
в том, что деятельность Анимуса создаёт для женщины реальную трудность мыслить
без предубеждений. Ей приходится остерегаться своего внутреннего голоса,
который постоянно говорит ей: "должно быть так", не давая возможности видеть
реальность такой, как она есть.
Тем не менее Анимус играет и позитивную роль, создавая опору в критической
ситуации и действительно стимулируя к поиску знания и правды.
В своей роли общепринятой опоры Анимус соответствует мифологическому
архетипу главы пантеона богов — Юпитера, который отвечает за коллективное
мировоззрение и общечеловеческие наработки религии, философии и культуры. С
другой стороны, противопоставление Анимы и Анимуса как женского и мужского
начал сопоставляет им мифологические образы идеально-женского и
идеально-мужского начал, выражаемые архетипами Венеры и Марса. Так как это
последние разработанные человечеством образы, это самые доступные и понятные
нам матрицы бессознательного.
Представление о Персоне как о объективной власти людей над человеком
(Юпитере), а об Анимусе как об идеально мужском, то есть чисто личном, а не
внешнем, волевом, марсианском начале (каким на самом деле, видимо, и является
"голос"), значительно упростило бы общую систему, напрямую сопоставив её
астрологическим архетипам, по образу более простым, чем психические функции
Юнга. Но образ Анимуса как "собрания мужей" не позволяет это сделать. Согласно
прошлой, теперь уже подсознательной стадии сознания и образу авторитета, отца,
Анимус — это Юпитер. И здесь надо указать, что отец играет в жизни ребёнка,
будь то мальчик или девочка, несколько иную роль, чем мать. Он всегда воплощает
авторитет и общую ориентацию человека во внешнем мире, в то время как мать
передаёт ребёнку более неуловимые способности к развитию внутреннего мира
чувств и мечтаний.
Мать защищает ребёнка от внешней жизни — подобно этому анима уводит от
реальности бытия. Инфантильность мужчины в этом смысле — уход от "взрослой"
независимой деятельности в субъективные сферы своей души. Отец же раскрывает
перед ребёнком объективный внешний мир и, олицетворяя сферу авторитета и морали,
напротив, создаёт защиту от субъективных душевных уклонов. Ребёнок
отождествляет себя с матерью, но отец остаётся чужд для него. В этом смысле
мать символизирует субъективное сознание, отец — объективное бытие; Анима для
всех людей является проводницей в сферу личного бессознательного, а Анимус
выступает как проводник в коллективное бессознательное за пределы себя.
В этом отличие Анимы и Анимуса как олицетворений любви. Если чувства
мужчины уводят его от общепринятой реальности в мир, создаваемый Анимой, любовь
женщины раскрывает её для внешней жизни. В любви её самораскрытие достигает
совершенства: астрологически проявляя качество Марса. При этом она видит
реальность с позиции своего Анимуса, то есть в полуосознанном варианте — с
субъективной позиции любимого ей мужчины, а в чисто бессознательном — с
навязанной ей традицией позиции общества: поскольку общественная мораль,
отражая архетип Юпитера, выступает по отношению к народу в роли отца.
Полубессознательно управляемое Анимусом, мировоззрение женщины более фанатично,
чем взгляды мужчины, которые относятся к целиком проявленной сфере разума.
Здесь можно увидеть ещё одно отли
|
|