|
еальных женщин (и прежде всего через образ
матери). "В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью
которого он постигает женскую природу,"— пишет Юнг.7[7] "Каждая мать и каждая
возлюбленная становится воплощением этого вечно присутствующего и не имеющего
возраста образа, который соответствует глубочайшей реальности человека".8[8]
Образ женщины, поскольку он является архетипом коллективного
бессознательного, может несколько меняться в разные эпохи, но сохраняет
неизменную характеристику вневременности: Анима обычно выглядит молодой. Она
мудра, но не слишком, она скорее обладает "скрытым секретом мудрости". Она
часто связана с землёй и с водой, несёт в себе "хаотическое требование жизни" и
может быть наделена великой властью. Она также имеет два аспекта — светлый и
тёмный: она может отличаться чистотой и благонравием, а может быть
обольстительницей и изменницей. Иногда она похожа на эльфа или фею, отвлекающую
мужчину от работы и дома, или сирену античности, русалку или нимфу,
затягивающую его в свою стихию воды, чтобы он навсегда полюбил её или утонул.
Анима непостоянна как женщина, в образ которой она воплощается, и для её
описания Юнг обычно обращается к мифологическому подходу, который "прослеживает
жизненный процесс души гораздо более аккуратно, чем абстрактная научная
формула".9[9]
Юнг считает Аниму душой мужчины — не в христианском смысле, где она
выступает как бессмертная суть личности, а как её понимали древние, просто как
часть личности. Чтобы избежать смешения, Юнг использует слово "анима" вместо
слова "душа", психологически трактуя его как "восприятие полубессознательного
психического комплекса, имеющего частичную автономию функций".10[10] Но понятие
анимы имеет духовный смысл, и её образ проецируется не только на языческих
богинь, но и на Деву Марию, также близкий нам и эмоциональный образ.
Отражая женские качества мужчины, Анима выражает также настроение человека,
его предчувствия и эмоциональные вспышки. Мы можем найти аналогию этого в
старокитайских текстах, где говорится, что когда человек в плохом настроении,
им правит женская душа (инь). Она разрушает его попытки сконцетрироваться,
создаёт ощущение зыбкости и неуверенности в правильности действий. Человек,
которым владеет Анима, подвержен неконтролируемым эмоциональным перепадам.
С точки зрения астроломифологии Анима соответствует женским архетипам Луны
и Венеры. Первый — более древний архетип матери, олицетворяющий преемственность
вечной реки жизни и детскую восприимчивость души. Именно с Луной и лунным
архетипом связана зыбкость чувств и неуверенность в себе, предчувствия и
переливы эмоций. Второй — более молодой образ богини любви, выявляющий мощь
земного плодородия, также как и развитые, стабильные и глубокие чувства
человека. Именно в смысле этого архетипа Анима отличается от души.
Юнг говорит о том, что образ Анимы может совпадать у человека с понятием
Тени (примером такого смешения может служить мужское утверждение "все беды от
женщины".) И в астрологии архетип Луны связан с обманчивым стремлением назад, в
детство и иллюзорное бессмертие неосознающей себя природы, а архетип Венеры
несёт в себе силу чувственного соблазна, что соотносит его с невидимой властью
владыки иного мира. В мифологии есть переходные образы колдуньи-Луны (Геката)
или женщины-вампира (Лилит или Ламия), и богиня любви часто противостоит
громовержцу, как и его потусторонний противник. Но борьба богини любви с главой
пантеона не является вечной и часто кончается браком сильнейшего мужского и
сильнейшего женского образа. Юнг негативно оценивает ситуацию, если Анима (как
полуосознанное) сливается с Тенью (совсем неосознанным): это говорит о слишком
большой власти бессознательного над человеком. И действительно, в этом случае
более древний архетип противоборства природных сил, лежащий глубоко в
подсознании, не даёт проявиться архетипам более развитого сознания — и вместе с
ними чувствам преданной и плодотворной любви.
Власть анимы над человеком, если рассматривать не патологические, а общие
для всех людей процессы, соответствует бессознательной привязанности к матери и
первой влюблённости, а потом и любви. Привязанность к матери выявляет инстинкт
самозащиты. Но самозащита — его первое осознание себя, и значит, первый шаг от
бессознательного к разуму. Влюбленность — влечение к тому, что нравится: но
значит, и первое определение склонностей души, её оформление. В этом смысле
Анима становится первым мостиком между сознанием и бессознательным.
В личном гороскопе образ Анимы, кроме положения Луны и Венеры, прежде
всего связан с наиболее слабой планетой, качествам которой сложно проявиться.
Это также та планета, которая обычно вызывает серьёзные заболевания, что
связывает образ Анимы с характеристикой XII-го дома. Такое определение Анимы
подтверждает тот факт, что первая (а может и вторая, и третья) любовь часто
возникает к человеку, у которого эти качества сильны. (То есть, если слаб Марс
и соответственно есть склонность к болям в голове, первое сильное
бессознательное влечение вызывают Овны и т.д. То же справедливо для Рака, где
Марс в падении.) Как нечто подсознательно притягательное, образ Анимы может
соотносится с качествами планеты, которая слаба в знаке рождения: так
называемой падающей планеты (то есть для Овна образ Анимы являет Козерог, так
как Сатурн в Овне в падении). Отчасти то же относится к Анимусу у женщины.
АНИМУС
Анимус женщины проявляет в ней, прежде всего, её мужские черты. В целом,
подобно Аниме мужчины, это понятие включает в себя три разноуровневых
компонента: коллективный образ мужчины, индивидуальные представления человека о
мужских качествах, и мужской принцип, скрытом внутри женщины. Ко внешней сфере
приложения мужского ума — коммерция, политика, технология и наука — женщина
часто относится полубессознательно, как мужчина к своим чувствам. Так
|
|