|
главную мифологическую мистерию борьбы за блага между земным и
подземным мирами: посю- и потусторонним, видимым и невидимым, и это
соответствует главной оппозиции сознательного и бессознательного у Юнга.
Самый характерный мифологический образ этой борьбы — битва Громовержца со
Змеем, укравшем стада туч у небесного владыки и сковавшего энергию природы —
подобно тому, как сдерживает наши силы масса неосознанных представлений и
проблем, содержащихся в бессознательном. Чтобы отчётливо представить себе
оппозицию этих архетипов, воистину нужно представить грозу — и не просто как
атмосферное явление, до сих впечатляющее человека, но как одушевлённую грозу,
которая заявляет о себе ошарашивающим громом, правит ослепительными молниями и,
наконец, знаменует победу дождя, поящего иссохшую землю долгожданной влагой.
Из этого образа ясно, как значимо понятие Тени: ведь оно пробуждает
дремлющую в человеке энергию, не позоляя Персоне превратиться в застывшую маску.
Чтобы противостоять тому, кто владеет всей явленной реальностью, обеспечивая
развитие мира и природный динамизм личности, владыка невидимого мира должен был
равен ему по силе. Потому Тень так и сильна (пока её отрицательные черты не
трансформировались в позитивные качества Персоны).
Планета Плутон символизирует наиболее недоступные сознанию страсти и
физические инстинкты человека (которые также должны быть не менее сильны, чем
разум человека: чтобы человеческий род хотя бы обеспечил своё воспроизводство).
Плутон — необходимый противовес разуму материального бытия, испытывающий и
проверяющий жизнеспособность всего, что существует, и наделённый силой
трансформировать то, что мертво. Плутон — скрытый от нас потенциал сил, и наша
задача им воспользоваться. В этом и роль Тени: человек, лишённый Тени, потерял
бы способность трансформировать себя и скоро прекратил бы своё существование.
Он остался бы идеальной, но бесплотной маской, принадлежащей определённому
прожитому, прошлому этапу времени, но неспособной сделать шаг в будущее,
которое обречено быть иным.
Правда, в гороскопе планета Плутон окрашивается качествами связанных с ней
планет и сама по себе обычно не являет достаточного противовеса: лишь указывая
на предполагаемый образ врага и отрицательные мировоззренческие ориентиры. На
Тень как действительно вытесняемое качество указывает самая сильная дисгармония
гороскопа (например, тау-квадрат). Это соответствует мысли Юнга о том, что
аффекты возникают чаще всего там, где слабее всего адаптация, раскрывая и
причину её слабости. Также теневые качества могут быть поняты через образ
противоположного знака Зодиака или знака, противоположного Асценденту. Простой
путь выявления Тени — попросить смоделировать наиболее неприятный образ,
который сразу приходит человеку в голову. Он не обязательно будет злодеем,
преступником или вампиром (то есть не обязательно будет иметь черты архетипа
Плутона), но укажет на невоспринятые ещё личностью черты и наиболее явный
дисбалланс сил гороскопа.
Этот дисбаланс (точнее, желание от него избавиться) является движущим
фактором для личности. В роли скрытого двигателя выступают и качества
противоположного знака, овладение которыми является наиболее универсальной и
бесспорной психологической задачей в жизни любого человека. Здесь также могут
играть дополнительную роль показатели VIII-го дома, соответствующего Плутону и
определяющего духовную жизнь человека, а также ввергающего в экстремальные
обстоятельства (которые в конечном итоге часто оказываются наиболее мощными
факторами развития).
Бессознательное всегда является нам в экстремальной ситуации: даже сон,
как ни странно, снится в то время, когда психика испытывает бури, сходные с
экстазом или сильным стрессом. Зачем организм несколько раз в сутки подвергает
себя такому испытанию? Очевидно, нет другого пути избавиться от стрессов дня:
ведь ещё Спиноза указывал, что какое-либо переживание человека может быть
устранено только более сильным аффектом. Роль такого аффекта играет сон, а
наяву — религиозные откровения, посвящения и ритуалы, и сознательная духовная
работа над собой, высвобождающая теневые проблемы и теневые качества души,
чтобы включить их в орбиту разумной жизни человека.
Плутон — планета страданий и страстей, и потому она подводит нас к
пониманию сущностного противоречия мира и природы, отраженного в животном мире
как противостояние полов. В мифологии оно позднее проявляется в архетипе
Близнецов, на формирование которого оказал влияние архетип Плутона, а у Юнга —
в противопоставлении Анимы и Анимуса.
АНИМА
Постигая тень, мы углубляемся в бессознательное, воспринимая его как
дополнительное к себе начало. Но в сферу бессознательных страстей нас увлекает
не только отрицание и вражда, но и притяжение любви. Это тоже два полюса мира.
Оба пола равно имеют Персону и Тень, при этом Тень у мужчины обычно
олицетворяется как другой мужчина, у женщины — как другая женщина. Но
подсознание мужчины содержит дополняющий женский элемент, вытесняемый из его
внешней жизни, а подсознание женщины — мужской. И своё бессознательное
дополнение мужчина вопринимает прежде всего через женский образ, а женщина —
через мужской. Эти образы, которые выступают посредниками между сознательной и
бессознательной природой человека, Юнг называет соответственно "Анима" и
"Анимус". В этой идее он в некоторой степени следует за своим учителем Фрейдом:
бессознательные идеи души, наиболее доступные человеку (а потому и психическая
патология) нередко связаны с образом другого пола.
Анима — архетипическое явление, и не представляет характера какой-то одной
женщины, хотя осознаётся через
|
|