|
аку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать),
но идут намного глубже этих формуливок, что и побуждает обратиться для их
сущностного описания к древней мифологии. Юнг отталкивался от психологической
практики функционирования архетипов, для того, чтобы сформировать их образы.
Астромифология идёт с другого конца: от образа к практическому выводу.
Посмотрим, какое же место занимает Персона в системе её образов и что это может
дать для понимания данного архетипа.
Персона отражает социальное лицо человека: образ личности с точки зрения
общества, что сопоставляет её астрологическому архетипу Юпитера. Юпитерианское
"я", в личном гороскопе связанного с социальными функциями,— это то, что мы из
себя представляем, в отличие от того, что мы есть по сути и чем мы могли бы
стать. Но это представление нельзя недооценивать. Архетип Юпитера в мифологии —
это образ царя богов, хранящего мир и обуздывающего тёмные силы Хаоса. Это не
самый древний образ творца, который лишь повторяет творение: так разумное
представление организует для нас уже созданный мир. И тем не менее боги этого
архетипа превосходят предшествующих и последующих богов широтой обзора: и Зевс,
выводя на белый свет своих братьев и сестер из тёмной утробы Кроноса —
физического мира, управляет с вершины Олимпа всей видимой реальностью и
координирует все функции богов. В соответствии с этим планета Юпитер — это
организующее начало личности: то, что поддерживает её "в форме" и потому
способствует не только социальному успеху, но даже и физическому здоровью и
счастью.6[6]
Здесь надо подчеркунуть, что образ Персоны принадлежит к коллективному, а
не личному "я" человека. Представление об эго не всегда было таким, как сейчас:
оно имеет долгую историю. Мы сейчас понимаем наше "я" через образ личного
сознания или образ сознательной воли (астрологически Меркурий или Марс), причём
последнее понятие является более новым и потому более прогрессивным. Юпитер же
— это уже устаревшее, в чистом виде не дошедшее до нас осознание себя через
свою функцию внутри некоей целостности людей: "я", которое содержит в себе
компонент "мы" и предполагает свою соотнесённость с общей волей или общим
мировоззрением. Это более широкое и менее личное "я", пробуждающееся в любви к
идее или родине и порой заставляющее жертвовать свою жизнь: более узкую жизнь
своего "я" — более широкому понятию жизни общественной мысли. Но это ещё не
самое древнее понятие о себе: ему предшествовало представление о себе как о
безличной части рода, от которого ведёт начало идея переселения души умершего
родственника в тело родившегося младенца. Это древнее представление о себе
через образ предка смыкается с генетической памятью и нам практически
недоступно.
Нас хранят и координируют нашу деятельность, не давая личности опуститься
и распасться на части, прежде всего усвоенные с детства принципы, выработанные
многотысячелетней историей и свои для своего времени — наше коллективное "я". В
той мере, в какой оно является не явным, а подсознательным, Юнг относит его к
"вспомогательной" функции, стоящей на грани сознания и подсознательного — к
Анимусу. Образ Персоны он мыслит как наиболее внешний, поэтому мы не можем
полностью сопоставить её мифологическому архетипу Царя богов: Юпитер является
лишь базой, основой Персоны.
Как наиболее внешний образ человека, персона соответствует самым
проявленным чертам личности. В личном гороскопе это самые сильные в
совокупности качества, прежде всего качества своего знака Зодиака, а также те,
на которые указывают гармоничные аспекты сильных планет (связки и тригоны) — и
асцендент: характеристика часа рождения (I-го и X-го дома). Асцендент — это то,
как сам человек склонен относится к себе. Западная астрология, делающая акцент
на Асценденте и связанной с ним системе домов, часто не идёт дальше Персоны, но
и этого оказывается достаточно для корректировки личности. Однако известно, что
самооценка далеко не всегда раскрывает истинные качества и способности
индивидуальности: если бы это было так, не стояло бы многих проблем, самая
простая из которых — выбор профессии. По профессии мы часто воспринимаем
персону, и она подтверждает перечисленные выше наиболее сильные качества
гороскопа.
Но суть праобраза Персоны не только в этом. Окружающие люди хотят в
Персоне образ, идеальный не только с социальной, но и с нравственной точки
зрения. Астрологически такой аспект соответствует архетипу устремлённого вперёд
воина Марса, олицетворяющего идеалы человечества. Архетип Марса — последний
архетип, на развитии которого ставится акцент в истории мифологии. Владея
природной магией и одновременно потенциалом разума, боги этого архетипа нередко
объединяют под своим началом божеств различных территорий и порой замещают
прежнего владыку-громовержца (как неистовый Один сместил с трона могучего Тора).
Тем самым архетип Марса подводит нас к образу единого бога и символизирует
собой новый, более универсальный принцип объединения качеств личности. Образы
этого архетипа — непобедимый воин и мудрый пастух — содержат решение
социального конфликта Льва, но они подразумевают выход личности за пределы
общества и обращение к магии природе, вливающей в разумную форму живительные
силы естества (по Юнгу — к бессознательному). Обретая новую истину, личность
возвращается в общество, будучи способна не только никогда более не терять себя,
но и вести за собой других.
Говоря о необходимости обращения к стихии бессознательного, Юнг
подразумевает этот путь. Однако для аналитического психолога он остаётся чисто
внутренним, не затрагивающим поверхностный уровень Персоны. Юнг не
рассматривает трансформацию маски внутренними силами личности, и образ Персоны
остаётся у него формальным, не доходящим до искренности архетипа Марса.
Марсианский архети
|
|