|
ься с парадоксом единства противоположностей. Для индийцев
в Брахмане содержится и низшее, и высшее, в Китае дао тоже включает в себя всё
(и ян, и инь), и развитие Золотого Цветка, бессмертного духовного тела (высшей
цели китайской йоги), зависит от взаимодействия светлых и тёмных сил. Но Юнг не
считал, что Запад должен подражать Востоку, владея собственным инструментом
воли и знания:
"Научное знание является инструментом западного ума, с помощью которого мы
можем открыть больше дверей, чем голыми руками... оно мешает нашей интуиции,
только когда утверждает, что его метод — это единственно возможный способ
понимания. Восток учит нас другому, более широкому, более глубокому и более
высокому пониманию, пониманию через жизнь... Обычная ошибка западного человека,
когда он сталкивается с проблемой понимания идей Востока — это повернуться
спиной к науке и, увлекаясь восточной мистикой, стать формальным подражателем
практик йоги. (Теософия является лучшим примером этого.)"15[15]
Разум играет особую роль в процессе воссоздания цельности личности: но он
становится её помощником, лишь когда занимает третью — вспомогательную,
служебную роль по отношению к личности, не претендуя на иную. Во снах и
видениях человеку являются архетипические образы разума-помощника, проводника в
неведомые и забытые сферы личной и коллективной памяти (такие, как "человек с
острой бородкой" — Мефистофель в первой серии снов). Мифологически эти образы
относятся к архетипу бога ума и речи Меркурия-Гермеса: проводника людей в
подземный мир и вестника богов, который по самой своей сути является лишь их
скромным служителем. Зачем же он обманывал нас, убеждая в своём всемогуществе?
А как же он мог ещё убедить нас идти туда, неведомо куда — в тёмные сферы
бессознательного?
"Бесспорно, интеллект полезен в своей области, но вне её он превращается в
шарлатана-фокусника, особенно, когда пытается манипулировать ценностями,"—
пишет Юнг16[16]. И этот архетип смыкается с мифологическими образами Трикстеров
— трюкачей и обманщиков, каким и является греческий Гермес. Их мифологические
черты — хитроумие и озорство, нарушающее прежние традиции ради поиска новых
путей. Из описания Юнга можно видеть, что он рассматривает Трюкача как одно из
проявлений антиномичной природы самого Духа, находя в нём черты подобия этому
древнему архетипу. Творческое начало архетипов Урана и Меркурия, астрологически
принадлежащих к одной, воздушной, стихие, действительно уподобляет их. Но в
отличие от Духа, которому присуща неопределённая, сверхчеловеческая и
одновременно животная природа, Юнг подчёркивает человеческие черты Трюкача —
свойственные астрологическому архетипу Меркурия в отличие от архетипа Неба.
Хитрость и ум делает образы обманщика-Трикстера порой похожими на
Мефистофеля, что отражает современные представления о провоцирующей роли
интеллекта по сравнению с чистотой души. И на самом деле интеллект лишь
по-обезьяньи подражает божественному творчеству жизни Вселенной. Но именно
развитие интелектуальной функции Меркурия позволяет правильно оценить ситуацию,
когда мы попадаем в сферу архетипов Старого Мудреца или Великой Матери.
Озорник-разум, перешагивая установленные традицией границы жизни, даёт
возможность присоединять образы коллективного бессознательного к сфере личности.
Архетип Трюкача астрологически формирует единое целое с образами других
нарушителей культурных и социальных запретов — образами первых разумных существ
на Земле, прародителей-близнецов, которые нарушением табу порождают
человечество, что становится и причиной смерти людей. Но эта главная
архетипическая черта: нарушение социальных установок — по Юнгу, характерная
черта Тени, и он рассматривает образ Трикстера прежде всего как иллюстрацию
теневых сторон общества. Если в мифах Трюкач демонстрирует интеллектуальные
достижения человечества, то в сказках его дурачества и его хитрость чаще
воспринимаются как проявления более низкого ментального уровня по сравнению с
тем, которого уже достигло общество. Воплощая собой первозданный человеческий
разум, как память и хитрость, которой не обладают животные, обманщик-Трикстер
играет роль Тени прошлого по отношению к той новой идеальной личности, к
которой стремится человечество. Подобно этому, в индивидуальном случае, когда
человек изменяется, он склонен рассматривать своё прежнее "я" — то есть своё
прежнее сознание, столько времени обманывавшее его, как мешающую Тень.
Астрология трактует образы Врага и Трюкача как разные архетипы, но им
обоим присущ динамический момент противостояния, и слияние их отчасти
правомерно и с точки зрения мифологии. Как уже упоминалось, образы архетипа
Меркурия и Близнецов, часто и по происхождению связаны с богами подземного мира
(так, индоевропейский подземный змей Будх передаёт своё имя мудрецу Будхе,
индийской персонификации планеты Меркурий; и наоборот, индийский близнец Яма,
первый умерший человек, становится царём мёртвых). Можно сказать и так: образ
преступника-Трюкача — это более мирная и разумная модификация архетипа
противника главы Богов, воплощающего собой всё зло мира. Это самый современный,
нестрашный образ Тени, уже во многом интегрированный сознанием, которому
удалось осмыслить свою антиномичную природу.
Первый шаг к интеграции личности, по Юнгу,— осознание Тени: негативных
сторон личности, которые скрывают в себе и природный потенциал развития. Этот
шаг одновременно предполагает понимание противоречивости мира и антиномичной
стороны разума, которое позволяет принять его скромную роль помощника. Если
образ обманщика-Трюкача раскрывает перед нами предыдущий этап развития сознания,
его черты указывает на скрытые теневые качества, которые неизбежно проявятся в
человеке, если его сознание упадёт ниже традиционных установок культуры. Здесь
следует указать на то, что понижение ментального ур
|
|