|
младенческой стадии формирования.
Юнг отмечает патологическое проявление архетипа Мудреца у мужчин, и
понятно, что женщина более защищена по отношению к древним архетипам, поскольку
привыкла признавать над собой неуловимую власть высших ощущений. Эта тонкая
власть не впечатляет её, как мужчину, и вдобавок патриархально-мужская культура
не даёт ей персонифицировать её как нечто своё, оставляя в сфере подсознания.
Она защищена властью Анимуса, который, как царь богов, объявляет себя истинным
господином её души и делает это тем успешнее, чем более он сам принадлежит к её
бессознательному. Кроме того, архетип Сатурна — древний архетип земного, по
сути женского свойства: он фиксирует первую стадию овладения людей материей
земли. С этим связано то, что образ мудрого старца увлекает мужчину как ранее
Анима, становясь проводником духа в скрытые сферы материи. Женщина по своей
природе гораздо лучше чувствует материальный план, интуиция её здесь гораздо
сознательнее, и её не столь поражает то, что для мужчины выглядит как
магическая власть над Землёй.
Но если с практической земной мудростью у женщины обычно нет проблем, и
она без особой патологии и вполне сознательно (хотя и без большой радости, то
есть минуя бессознательную сферу эмоций) может превратиться в "мудрую старушку",
то с духовными дарами Неба дело обстоит сложнее. Поток вдохновения Урана, как
носителя новых идей, чужд консерватизму женской природы, а бессознательное
сопротивление ему — прямой путь к неврозу (основу которого психоанализ видит в
вытеснении того, что сознание должно принять). В то же время архетип Урана, как
высшая творческая функция мужского свойства, привлекает женщину больше
Юпитера-Анимуса, и она бессознательно стремится к развитию в себе новых
способностей (чтобы передать их ребёнку). Поскольку это стремление имеет под
собой основу, оно тоже может развиться до патологии, и если к власти рвутся
мужчины, то нервы обычно шалят у женщин.
Мужчина к чудесам относится более спокойно, так над ним не довлеет
бессознательная цель закрепить их генетически. Ему по большому счёту не важно,
каков их источник, и он обычно не стремится их оформить в знакомые образы.
Женщина подсознательно не может не желать присвоить их себе. Поэтому она
воспринимает неведомое более субъективно и более искажённо, чем мужчина (хотя,
конечно, инопланетяне являются и сильному полу, особенно если он склонен
увидеть в них врагов, то есть свои ещё непроявленные, но уже теневые качества).
Иначе говоря, женщине сравнительно легко быть ведьмой по отношению к ведомому
миру, но она подвергается большей опасности в сфере духовного, чем можно
оправдать до сих пор существующее в церкви неравноправие полов.
Воздушный небесный поток Урана лёгок, когда он разделён на всех людей. Но
если ставится цель его индивидуальной фиксации в земную материю (аналогичная
женской цели рождения) и личность владеет магнетизмом Сатурна, притягивающим к
себе части коллективной души, она становится воронкой, искажающей движение
коллективного потока. Он может обрушиться на неё струёй энергии настолько
неподъёмной, что она выбьет почву из-под ног не только разума, но и тела. Как
уже было сказано, Юнг не рассматривает архетип бога Неба отдельно (видимо,
потому, что в его время увлечение экстрасенсорикой ещё не было распространено и
не давало видимых патологий). В целом искаженное восприятие коллективного
бессознательного или, по отношению к этому архетипу, правильнее сказать: основ
коллективного сознания — граничит с галлюцинациями, которые являются оборотной
стороной ясновидения.
Наряду с образом Древнего Мудреца Юнга выделяет другую женский образ —
фигуру Великой Матери. Архетип Прародительницы жизни, соответствующий ему — это
самый древний образ мифологического сознания. Он символизирует зарождение жизни
как таковое, ассоциируется с глубинами моря (архетипический образ Моря-Матери)
и соответствует астрологическому архетипу Нептуна. Для Юнга этот архетип ведёт
начало от реального образа матери — однако, астрологически, это не так: лунный
архетип конкретной, нежной и любящей матери своего ребёнка формируется гораздо
позднее, чем размытый и туманный образ всеобщего материнства, не различающей
своих и чужих детей, питающей всё живое и одушевляющей даже неживую природу.
Поэтому архетип Великой Матери никак не соотносится с реальной матерью человека,
а больше связан с его способностью ощущать единую пульсацию ритмов жизни. Этот
архетип могущественен, поскольку связан с проблемой истока жизни, и его влияние
на сознание может быть оценено через тот факт, что в слиянии с
Юпитером-Анимусом, который замещает сферу бессознательного ценностями культуры,
он символизирует веру в Бога.
Нептунианский архетип Великой Матери — Матери мира — олицетворяет собой
коллективное бессознательное в наиболее полном смысле этого слова. Он сложился
в сознании ещё до того, как возникло разделение людей на народы и они начали
различать сон и явь, бытиё и мысль, своих и чужих. До того, как они начали
помнить свою землю и своё племя и осознавать себя этими, определёнными людьми,
имеющими свою территорию и родственные связи. И задолго до того, как возникло
первое, ещё сначала коллективное, представление о своём "я". Нептунианский
архетип Матери Мира не предполагает никакого "я": оно растворяется в нём как
кукла из соли в морской воде (так определили его индийский мистик Рамакришна,
служивший Великой Матери Деви). Архетип единой Матери даже не предполагает
отдельности людей друг от друга, не говоря уже о нормах их поведения и
взаимоотноошений (таких, как уважение к личности). Именно поэтому, донося до
нас ощущение души мира и древнее бессознательное отношение к другому, которое
предполагает слияние с ним — сегодняшний образ высшей любви — этот архетип
может оказывать деморализующее и
|
|