|
но так же Дух
относится к жизни и смерти, всегда оставаясь непричастным к скорби и страданию,
которые его небесное творчество вызывает на Земле. Такова природа мысли в
высшем смысле этого слова: она вне жизни, и потому для неё смерти нет. Но
вправе ли человек так относиться к жизни, даже если его захватывает сама добрая,
самая светлая, самая нейтральная и даже научная идея?
Истину, что даже благо может оборачиваться злом, и даже зло порой ведёт к
благу, раскрывают детские сказки, но не всегда понимают взрослые люди, не
осознавая природы духовности. Мысль Урана лишена привязанностей и не имеет
теплоты собственно человеческой, хранящей и продолжающей себя земной любви.
Согласно мифологической мистерии сотворения мира, Небо отделяется и отдаляется
от Земли: они обречены на вечную разлуку. Кронос оскопил Урана, навсегда
разлучив его с Геей, матерью богов и основой жизни. Он сделал это, чтобы
облегчить страдания Земли и положить конец чудовищным порождениям Урана.
Одержимость архетипом Духа распахивает перед человеком и человечеством
бездну самоуничтожения. Это станет более очевидным, если понять древность
архетипа Духа: он возник, когда ещё не было души. То есть, тогда ещё не было
той памяти о прошлом, из которой потом родилась душа. Дух не помнит себя.
Поэтому он не хранит культуру и не ценит прошлое. Поэтому, вознося человека к
небесам рациональной мысли, он опускает его до уровня зверя в смысле всех
других человеческих качеств, кроме его самой первой характеристики homo sapiens.
Духовное и выше, и ниже нас, говорит Юнг: оно скрывает в себе одновременно
сверхчеловеческое (сверхсознательное) и животное (бессознательное). И
действительно, к какой сфере отнести телепатию, если люди лишь стремятся к
передаче информации на расстоянии, а бессмысленные животные в совершенстве
обладают ей?
Вдумаемся теперь в сатурнианский образ Мудрого Старца: первопредка и бога
памяти о прошлом, обретённой земли и судьбы, а часто и смерти: осознание
которой пришло к людям вместе с представлениями о судьбе и своей земле, где
похоронены предки. Этот архетип наделяет человека хтонической властью над
материей, которой некогда жаждало обладеть человечество как необходимой
гарантией продолжения своего существования. Он складывался в те времена, когда
из племени возникало общество людей, котрые осознали свою смертность, но также
и свою коллективную силу и сделали первым законом закон выживания. Тогда ещё не
были выработаны моральные законы: добрым было то, что приносило благо мне, то
есть моему роду, ибо эти понятия тогда сливались. Надо ли говорить, что сегодня
отождествление своих стремлений с желаниями всех других людей ничем не
оправдано и ведёт лишь к жестокой тирании?
Олицетворяя консолидацию усилий, первопредок, как потом царь и верховный
жрец, наделялся всеми способностями, которыми владело племя. Оно предоставляло
всё, чем оно владело, в его распоряжение, ибо он был его воплощением: самым
сильным и самым мудрым, и если он переставал быть таким, его убивали, а нередко
приносили в жертву и задолго до этого. Как человек отождествлялся со своим
племенем, так он отождествлялся и со своим жрецом-царём — именно потому архетип
мудрого старца позволяет ощутить в себе способности других. Но современному
человеку невозможно выразить волю всего общества именно потому, что общество
это слишком огромно, а эта воля слишком разнопланова. Даже политик, который в
некотором роде обязан стоять над обществом и соответствовать архетипу "мудрого
старца", в лучшем случае обречен быть неугодным половине мыслящего населения.
Тем не менее преломление этого архетипа в современной жизни представляет,
пожалуй, наиболее актуальную психологическую проблему. Сегодня всё большее
число людей оказываются способны ощутить свою принадлежность к коллективному
"я" — родовому сознанию Сатурна, свою власть над судьбой и свою историческую
миссию, которая отражает одновременно личную и коллективную генетическую
предопределённость. А коллективное поле сознания Урана, обозначенное древним и
новым понятием ноосферы, дарует экстрасенсорные способности и интуицию
предвидения. При этом далеко не все люди, берущие на себя роль спасителя-царя
или мудреца-учителя, ведут себя адекватно нормам XX-го века, будучи введены в
заблуждение сами и вводя в него других людей.
Надо понимать, что выход к коллективному бессознательному трансформирует
понятие о своём "я" в буквальном смысле до неузнаваемости. Во-первых, когда
человек сталкивается с доселе незнакомой, коллективной частью своей психики,
ему может показаться, что он исполняет приказы иного, высшего существа. Оно
представляется ему более разумным, чем он сам: ведь он ощущает волю многих
людей, которая несомненно разумнее его одного (возможно, отсюда многочисленные
рассказы об инопланетянах). В этом случае человек может отречься от обретённого
"я" своей судьбы и отдать его на откуп богу-царю Юпитеру (неважно, мудрому богу
своего народа, заморскому гуру или доброму инопланетянину: в любом случае это
будет регрессом к Анимусу).
С другой стороны, если человек глубоко проникся архетипом Сатурна, он не
признаёт над собой ничьей власти и вынужден отождествить себя с возникшим в его
сознании высшим образом, а это порой оказывается ещё хуже. Если он не смог или
просто не приложил труда сформировать этот образ самостоятельно, сделать его
уникально-своим, а формально воспринял его из юпитерианской культуры, перед
нами клинический случай мании величия. На Западе к поглощённостью этим
архетипом относятся проще: в Америке даже состоялась конференция "Иисусов
Христов". Психическая неразвитость, "инфантильность" чувств наших людей,
которые не идут дальше Тени и готовы везде увидеть если не чёрта, то врага,
делают их более уязвимыми. Рекомендация Юнга — чётко различать своё и не своё —
оказывается невыполнимой, когда понятие о своей индивидуальности находится в
|
|