|
ь с этой поправкой. В частности,
само понятие равновесия, приписываемое Тиферету, лучше всего выражает природу
Даата. Астрологически, невидимый сефирот связан со знаком Весов и
гипотетической невидимой планетой Вулкан, расположенной в кроне Солнца-Тиферета,
а по другой гипотезе являющийся центром тяжести солнечной системы. Практически
для знака Весов в астрологии используется планетоид Хирон, расположенный между
Сатурном и Ураном - и связывающий мир видимых в средневековье планет - до
Сатурна - с теми, которые были открыты только при помощи телескопа. Сам Хирон
был открыт в 1977 году. Понятно, что размер его мал, и его можно считать
практически невидимым.
Согласно практической Каббале, Даат - высшая точка, которой может достичь сам
человек, поднимаясь снизу: на этом уровне останавливается голова Змеи - энергии,
восходящей навстречу Молнии, спускающейся по древу вниз. Даат - это Кетер,
нисходящий на уровень человеческого восприятия. Это открытость Бога человеку в
умозрительной форме, хотя еще не воплощение его в материю: Христос, как
явленный Логос, связывается с Тиферетом. К этому сефироту относится вариант
божественного имени Тиферета - ЭЛОХА или ИЕВЕ ву ДААТ - "бог знающий и знаемый",
который через архангела Рафаэля был руководителем Исаака и Товия. Как
воплощение идеи гармонии Даат связан с целительством.
Элоха иногда переводится также как "бог отражения - бог, отраженный в одном из
богов": ведь Даат - это чистый способ рефлексии мира, лишенный иллюзий и
подсознательных символов - и ведомый Бог. Идея Даата в том, что Бог является в
мир только так, чтобы это не нарушало равновесия, и они отражаются друг в друге
каждый момент - но, согласно принципу "что наверху, то и внизу", человек,
познавая Бога и видя равновесие Даата, не видит Бога в какой-либо особенной,
отсутствующей в мире форме. Он видит только мир и его красоту - Тиферет, и
поэтому Даат называется невидимым сефиротом. Это те невидимые ключи, которые
открывают человеку мир и знание о нем, но сами остаются ему недоступны.
Цвет Даата можно назвать прозрачным, - никаким, а можно также серым, - это
психологически наиболее нивелирующий себя, исчезающий на фоне других, цвет.
Даат есть чистая взаимосвязь, и этот принцип отражают в астрологии
соответствующие ему планеты, а проблема Даата и знака Весов - поддержание
такого внутреннего равновесия, чтобы взаимосвязь была гармоничной. Весы, знак
наиболее абстрактного мышления, реализующего человеческую свободу выбора, к
жизни подходит избирательно, постоянно соразмеряя высшее и низшее. И задача
представителей этого знака, природе которых наиболее близко понимание
божественной ипостаси невидимого сефирота, - делать свой ментальный выбор
ответственно, отразив в зеркале своего сознания все стороны жизни и преодолев
претензии своего низшего "я".
IV. ХЕСЕД - ВЕЛИЧИЕ ДОБРА.
(Планета Юпитер).
Даат не входит в 10 сефиротов, являясь только их зеркалом и отражением друг в
друге, и 4-м по счету сефиротом считается Хесед, развивающий идею "древа
милосердия", само слово переводится как "милосердие, доброта, любовь", а другое
его название Гедула означает "величие". "Наконец, море разделяется на семь
рукавов, которые устрояют семь драгоценных сосудов, которые называют:
Милосердие или Величие, Правосудие или Сила, Красота, Победа, Слава, Основание,
Царство. Потому Он именутся Великим или милосердным, Сильным, Великолепным,
Богом победы, Творцом, которому принадлежит вся слава и основание всех вещей.
Наконец, он также Царь Вселенной, ибо все в его власти, захочет ли он уменьшить
число сосудов или увеличить свет, бьющий в них ключом, что ему покажется лучшим.
"(Зогар)
Хесед продолжает распространение и экспансию неограниченной силы Хокмы, изливая
ее в мир. Хокма-Уран, говоря современным языком, образует свободное
пространство, Бина-Сатурн - неумолимое время, а Хесед есть тот поток энергии,
который существует во времени и пространстве. И, подобно тому, как в мифологии
древний далекий от людей бог Неба (Уран) уходит на покой, оставляя центральную
роль замещающему его посреднику между Небом и Землей - богу-Царю (Юпитеру),
ведающему справедливым распределением благ, Хесед сменяет Хокму, становясь
защитником и хранителем того света, который исходит из первого среди явленных
сефиротов.
Бина, ограничивая бассейном своего озера безудержный поток Хокмы и концентрируя
его свет, как раз и является причиной образования той Бездны, в которой
скрывается невидимый сефирот Даат и в которой всякая энергия находит свою
смерть. И поэтому Хесед, предстающий перед нами с другой стороны этой воронки,
освобождающий эту силу и дающий возможность ей быть направленной дальше,
действительно являет собой истинное милосердие. Любовь есть высвобождение и
распространение этой замыкающейся в себе энергии. А величие Гедулы связывается
с его способностью творить "из ничего", из "Бездны" - и оживлять. Божественное
имя Хеседа - ЭЛЬ (ИЛУ) - означает "бог-творец" или "бог изливающий", милосердно
распределяющий благо между людьми. Его посланник - Цадкиэль, наставник Авраама,
всю жизнь искавшего и нашедшего своего истинного Бога. Ангельский чин Хеседа -
ХАЗМАЛИМ - "сияния", обозначающие также внутренний свет.
Согласно средневековой традиции, Хесед изображается в виде могучего царя на
троне, покровителя всех духовных добродетелей, хранящего мир в его стабильности
и безопасности - он держит глобус и державу. Символом его является пирамида.
Если Кетер - точка, Хокма - линия, Бина - треугольник, который умещается на
плоскости, Хесед впервые представляет собой трехмерное пространство, которое
необходимо для тетраэдра, и сим
|
|