|
силу без жалости, и символизирует собой начало ее конца -
ее смерти. Бина - это разумная Материя, заковывающая в цепи Дух: согласно
религиозному взгляду, разум присущ даже атомам, а материя есть только сильно
сгущенный свет. Духовный опыт, связываемый с Биной, называется "видением
скорби", которая концентрирует мысль.
Но Бина - только корень, а не проявление материального мира, которое является
итогом творения. Плод мы видим в Малькуте. В Сефер Йецира говорится: "Малькут
восседает на троне Бина", то есть ограничивающий Разум Бины является основанием
Материи Малькута.
Оккультный образ Бины - зрелая женщина, матрона, берущая на себя
ответственность за порождаемый мир вместе с его отцом-Хокмой. Но также это
образ бесплодной, печальной матери, зависящей от его порождающей силы и
неспособной быть источником жизни в одиночку. Как сущностный враг динамических
сил и через ассоциацию со смертью, Бина может быть связана с образом Сатаны, и,
возможно, по этой аналогии женщина в иудаизме понимается как корень зла.
Животное Бины - змей (дракон) - также связано с темными силами, равно как и со
способностью познания. В оккультной астрологии с Сатаной иногда соотносится
традиционная планета Бины Сатурн - планета материи, хода времени, самоосознания,
человеческой истории, предопределения судьбы и Суда.
А божественное имя Бины - ИЕГОВА ЭЛОХИМ. Элохим является собирательным
существительным, которое можно перевести как "Они" - "боги и богини", что
подчеркивает множественность материи или разумов Бины. Единство мысли являет
собой Хокма, более близкий Кетеру и воплощающий собою дух. Бина же подчеркивает
предопределение разума к дробности и отрыву от целого ради созидания материи,
то есть проявления в нем того начала небытия, которое подспудно содержалось и в
Кетере и которое отверг сефирот Хокма, начав эволюционное движение. "Мысль есть
принцип, основа всего, что есть, но мысль, оставаясь таковой, неведодома и
замкнута в себе самой. Когда мысль начинает проявляеться, она приходит в
область, где обитает Дух - достигнув этого, она принимает имя Мудрости и уже не
замкнута, как раньше, в себе самой. Дух, в свою очередь, проявляется в области
всех тайн, которыми он был окружен... Мысль сама в себе идентична с небытием и
никогда от него не отдаляется. Таков смысл слов: Иегова един и имя его едино.
"(Зогар)
Иеве/Иегова - одно из самых таинственных звучаний, сакральное имя Бога,
поскольку оно намекает на совокупление Мужского и Женского начал в вечном
порождении жизни Вселенной. В этом смысле начальная буква "йод" трактуется как
начало вещей, потенциальность и вечность, вторая и четвертая "хе" - женское,
пассивное начало Жизни, а третья "вау" - невещественный свет, который их
связывает, и все вместе являет силу существования между прошлым и настоящим,
которая есть, была и будет, вне начала и конца.
Эти четыре буквы часто заменяются именем Тетраграмматон ("состоящий из четырех
букв"), чтобы не произносить сакрального звучания, отсюда же искажение - Иегова,
- и, возможно, традиция неопределенности Эн-Софа в иудаизме тоже возникает для
того, чтобы не способствовать жесткому определению Бины, не вызвать явления
этой ипостаси Бога, и не навлечь на себя тем самым его сурового суда. Вместе же
имя Иегова Элохим обычно переводится как "бог богов" или "предвечный". Имя
Тетраграмматон связывается с всеобщим отпущением грехов и жизнью будущего века,
его архангел Зарохиэль был руководителем Ноя во время потопа и помог ему
создать новую жизнь, а другой - Йофиэль - учил сына Ноя, Сима, наукам и
ремеслам. Ангельский чин Бины - АРАЛИМ - "престолы", которые символизируют
непоколебимость самого требовательного из сефиротов.
Земной цвет этого сефирота - коричневый (иногда черный), цвет земли, материи,
жизненного опыта и старости, опосредования, сжатия энергии конкретностью.
Коричневый противоположен голубому, как Земля противопоставлена Небу.
Спустившись с небес на землю, для астрологов скажем, что человеческой проблемой,
относящейся к сефироту Бина, является жесткость действия судьбы, связанная с
ее познанием и собственным самоопределением. Чистая форма, затормаживающая
энергию, мертва. И потому вершиной Бины является Малькут, где форма работает в
непосредственной связи с жизнью, не ограничиваясь узкой сферой, а охватывая
одновременно многие области. Такой же должна быть и установка знака Козерога:
не замыкаться в себе, а найти выход во множественность мира - тогда суд Судьбы
не будет так суров.
НЕВИДИМЫЙ СЕФИРОТ ДААТ - КЛЮЧИ ЗНАНИЯ.
(Планета Вулкан, планетоид Хирон).
Кетер представляет из себя мир Архетипов, Хокма и Бина - мир Созидания.
Следующие шесть сефиротов, центром которых является Тиферет - Солнце, образуют
мир Формирования, и, наконец, Малькут - материальный мир. Такова
последовательность нисходящей эволюции. Но мир Формирования от высших двух
миров отделяет Бездна, в которой расположен невидимый сефирот Даат. Переводится
это слово как "знание".
Хокма, Бина и Даат - три сефирота, которые описывают сознание человека. Хокма -
это озарение, первый проблеск мысли, Бина - ее осознание и развитие, а Даат
выражает универсальный принцип связи сознания с познаваемым - с миром и с Богом.
Он является посредником между ними, и под знанием понимается передача с
высшего плана - более низшему, и наоборот. Даат - знание - открывает один мир
другому, помогает преодолеть Бедну, и связывает Кетер с Тиферетом - "красотой"
на центральном стволе "древа равновесия".
Образ Даата, как правило, при рассмотрении сефиротов опускается и частично
входит в Тиферет, и Тиферет следует рассматрива
|
|