|
в ладонь может быть налита вода. Если
божественная суть йод неуловима, цинарот каф позволяет сохранить и провести в
жизнь определенное внутреннее содержание. В "Сефер Йецира" имя его "сила",
божественное имя - "могучий", в "Зогар" с ним связана неизменность. Силу дает
единство мысли, и тип разума, соответствующий этому цинароту, называется
"нравящийся ищущему": постигнув неизменный порядок вещей и объективно отражая
ситуацию мира, он получает благоволение и сам творит благо. Такая
характеристика соответствует связи этого цинарота с Юпитером и его прежним
покровителем Солнцем.
Праведность человека заставляет его принять чашу его судьбы - превратности
колеса фортуны. И картинка Таро изображает, как колесо фортуны возносит вверх
Анубиса или обезъяну, туда, где сидит мудрый сфинкс.(Рис.12) Символ сфинкса
символизирует то, как человек стремится разрешить загадку своей судьбы: он идет
к суду над собой, который вершит Анубис - а пока он себя не знает, он ведет
себя бессознательно, управляемый инстинктами, подобно обезъяне: он лишь
подражает жизненному процессу. Сфинкс, сидящий на вершине Колеса Фортуны, знает
ответы на все вопросы - и, если человеку удается разрешить загадку сфинкса о
круговороте жизни и смерти, он на момент постигает свой путь и тогда ему
сопутствует удача. Но постольку, поскольку он недостаточно объективен и
праведен, он падает с колеса фортуны вниз, подобно изображенному на карте
чудовищу Тифону.
В западной культуре образ Колеса фортуны ярче всего отражает легенда о царе
Эдипе. Ответив на загадку сфинкса, мудрый Эдип стал царем - но, добиваясь
правды, он узнал, что случайно убил своего отца и женился на матери, и тогда он
выколол себе глаза и отправился бродяжничать по свету. Видение истины не
принесло ему радости: сфинкс дал ему власть на момент, но не открыл
превратностей будущего пути.
На карте А.Кровли сфинкс нарисован на фоне звездного неба, которое отражает
астрологический образ Юпитера. И с кафом связывается также представление о
первом двигателе и разумных существах второго порядка, обитающих в мире звезд.
- Отчасти это подобно современным представлениям об инопланетянах, которые
присутствуют здесь, в мире, в виде людей, но знают загадку мироздания. Таким
образом, они могут контролировать людей, пробуждая в них импульс свободной воли
Гебуры, а сами являют из себя объективный пассивный Хесед (по этому принципу и
сами люди делятся на две части - у хеседовцев при этом все устроено, а у
гебурианцев - не ладится, зато они свободнее). В современных мифах мы можем
увидеть представления, основанные на тех же изначальных формах, что и древний
символизм. Эти формы относятся к сфере сефирота Нецаха, который соединен с
Хеседом цинаротом каф.
Хесед есть сознание, способное вместить в себя весь мир, и оттого человек может
познавать Бога. Но познание Хеседа вне сурового реализма Гебуры, настраивает на
субъективный идеализм, когда символический смысл становится реальностью. Сфинкс,
соединяя целостное сознание Хеседа с Нецахом, дает возможность познать лишь
символический смысл явлений в изначальных формах Нецаха - а этот смысл отражает
всегда лишь момент самого познания. И планета Юпитер - это только мировоззрение
человека, его взгляд на мир сверху, с высоты птичьего полета. Когда человек
достигает вершины озарения и путь ему ясен, он чувствует себя царем,
вознесенным над миром бед и страданий. Но потом суровая жизненная реальность
Гебуры показывает ему, что он не превзошел этого мира и, значит, не разрешил
загадки сфинкса - который сам является символом воедино слитого земного бытия.
Сфинкс совмещает в своем облике атрибуты 4-х животных: 4-х стихий - 4-х
первоэлементов мира, которыми повелевает Хесед.
Но все же встреча со сфинксом является высшей кульминацией судьбы человека, его
звездным часом. "Сефер Отийот" возвращает нас к образу Короны (Кетера) и
говорит о заповеди звезды такой загадочной фразой: "Когда ты достигнешь круга
короны, ты отдашь ее матери и отцу",- человек должен вернуть частицу своего
всевластия, даруемого ему целостным сознанием Хеседа, миру, который его породил,
чтобы сохранить его живую душу и настоящий порядок вещей. Сжатая рука,
ассоциируемая с каф, стремится схватить, присвоить себе этот мир, а чаша -
отдать этот мир людям, но как это сделать? И "Сефер Йецира" называет моральными
категориями этого канала бедность и богатство. Отдавать свое богатство миру
может лишь очень богатый, но вместить в себя огромность божественного дара
может только тот, кто не имеет ничего. И в "Сефер Отийот" говорится, что выпьет
чашу первопричин только тот, кто сам высушен. То есть, как бы мы сказали сейчас,
вспомнив легенду об Эдипе, может быть тот, кто, видя преступления и страдания
этого мира, все же оставит глаза открытыми?
Каббала же связывает "сухость" с разумом-Биной, когда мудрость-Хокма
возвращается к первоистоку, открывая путь к Короне Кетера, если человек
поднялся до звезд Хеседа. "Корона - это источник, откуда бьет ключом
изначальный, бесконечный свет...Затем устрояется сосуд, но еще сжатый в точку
(подобный букве йод), в который, тем не менее проникает божественный свет: это
источник Мудрости, это Мудрость в ее собственной сущности, покров, под которым
первопричина принимает имя Бога мудрого. При этом она строит сосуд, огромный
как море, который называют Разумом: отсюда наименование Бога разумным.
Познаем, вместе с тем, что Бог разумен и мудр через свою чистую субстанциальную
сущность, ибо мудрость воспринимает свое достоинства не сама по себе, но через
Того, кто есть существо разумное, и кто исполнил ее своей сущностью. Ему нужно
только возвратиться, чтобы оставить разум совершенно высушенным. Вот ка
|
|