|
. Они не столь недоступны, как Эн-соф, и, вступая с ними в контакт, мы
можем приблизиться к Богу, получить от него желаемое и тем самым даже как-то
влиять на свою судьбу. А подъем вверх по ветвям дерева сефирот, от низших
эманаций Бога к высшим, являет собой путь познания, на каждой ступени которого
человек постигает принципиально новое качество бытия - и в этом смысле Каббалу
иногда называют западной йогой.
Возможность связи человека с невидимым миром обуславливает тот же принцип,
который является основной аксиомой астрологии: "Правильно, верно без лжи и
истинно то без сомнения: то, что внизу и вовне, подобно тому, что ввыси и
вглуби - для исполнения чуда единства. И подобно тому, как единое породило из
себя все, так все вещи мира возникли из одной инертной среды."4 Каббала
формулирует его так: "Весь низший мир сотворен подобно высшему. Все, что
существует в Высшем мире, предстает перед нами и здесь внизу, как бы в своем
отражении, и в то же время все это есть одно нечто."(Зогар)
Каждому сефироту, как манифестации божества, соответствует его особое имя, при
помощи которого мы можем его вызвать, пользуясь им, как мантрой, - но также имя
особой иерархии ангелов-посредников между Богом и людьми, и, конечно, особый
способ проявления Бога на земле, в доступных глазу явлениях материального мира.
А философские понятия сефиротов практически ничем не отличаются от того, что
астрологи называют планетами - и, как уже упоминалось, соотносятся с
физическими небесными телами, потому что в основу строения Солнечной системы
положен тот же божественный принцип, которым была сотворена жизнь на Земле.
От порядка планет в Солнечной системе последовательность сефиротов Каббалы
отличается только перестановкой Солнца и Земли: здесь, как и в средневековой
геоцентрической астрологии5, Земля является точкой отсчета и конечным итогом
творения. Это вершина мирового древа, корни которого находятся наверху, а ветви
обращены вниз: причина происходящего внизу исходит сверху. Нисходящее движение
по древу сефиротов изображается символом молнии, каждый изгиб которой
соответствует следующей ступени эволюции. Достигая Земли, она порождает идущее
вверх движение: от вершины дерева, которая теперь становится его корнем, к
своему первоистоку поднимается змея. Не оттолкнувшись от Земли - не дойдя до
проявленного результата - нельзя вновь подняться в Небо, и мы подробнее
рассмотрим основной, нисходящий поток эманаций, представляющий собой аналогию
тому эволюционному пути, который прослеживается и в астрологической
последовательности знаков Зодиака.
СИСТЕМА СЕФИРОТ.
"Десять чисел, сефирот
невещественных: пять против пяти,
но завет единства между ними."
(Сефер Йецира)
Источником всех эманаций является неопределимый Эн-соф. "Этот первичный, кого
ничто не может ни познавать, ни знать, ибо он погружен в утаенную мысль и идею,
бесконечно возвышающуюся над возможностями мысли человеческой, тот, кто не
имеет ничего, за что бы эта мысль могла зацепиться, не давая никакой нити ни
невежеству, которое спрашивает, ни наиболее могущественному разуму, который
утверждает свое знание - это то, что и есть Айн-соф."(Зогар) И поскольку Эн-соф
полностью выходит за рамки умозрительного восприятия, его для нас
непосредственно олицетворяет первый сефирот - Кетер.
Он содержит в себе все другие сефироты, и каждый из них - все последующие:
каждая стадия проявления предполагает возможность всех следующих стадий. Но все
эти ступени для нас остаются непроявлены за исключением последней - Малькута -
где существуем мы и где возможности воплощаются в действительность
материального мира.
Малькут представляет собой единство всех сефиротов так же, как и Кетер. А
потому в иерархической системе, которую живописует нам образ дерева, есть место
и для их равноположенности. Мы, жители Земли, рассматриваем сефироты с точки
зрения Малькута, то есть, можно сказать, горизонтальную проекцию дерева жизни
на некую плоскость, - и именно поэтому можем сравнить их с планетами и знаками
Зодиака - объектами и явлениями нашего материального мира, и рассматреть их как
философские понятия, которыми мы оперируем в нашей жизни. Мы не можем их
постичь как-либо иначе.
Само слово "сефирот" переводится как "счисления", во множественном числе, что
подчеркивает многоплановость этого понятия. Со словом "сефир" этимологически
связано через арабский язык наше слово "цифра", и сефироты действительно
сопоставляются числовым понятиям от одного (Кетер) до десяти (Малькут), по
числу пальцев рук. Они противопоставляются друг другу как 5 против 5-ти, но в
каждом таком противопоставлении сефирот заложено их единство (как было
рассмотрено на примере Кетера и Малькута). Сефирот - это не только число и
соответствующая ему идея, но целый архетипический образ, универсальный и для
человека, и с точки зрения космоса. По отношению к ивриту правильнее было бы
говорить "сефиры", но по-русски естественнее звучит "сефироты", и мы
воспользуемся этим вариантом произношения. Сами названия сефирот (или
сефиротов) мы также будем использовать так, как их адаптирует русский язык,
опираясь на древнее написание, а не на историческое или современное
произношение имен.
(Рис.1 Схема древа Каббалы)
I. КЕТЕР - венец непостижимого.
(планета Нептун)
Замысел проявленного единства всех сефиротов существует до сотворения. Мир
архетипов, содержащий в себе все идеи в их первозданной бо
|
|