|
диски.
КОЗЕРОГ. 1 декада (двойка жезлов). . . . . . . .. . .104
2 декада (тройка жезлов). . . . . . . . . . 105
3 декада (четверка жезлов). . . . . . . . . 105
ТЕЛЕЦ. 1 декада (пятерка жезлов). . . . . . . . . . .106
2 декада (шестерка жезлов). . . . . . . . . . 107
3 декада (семерка жезлов). . . . . . . . . . .108
ДЕВА. 1 декада (восьмерка жезлов). . . . . . . . . . 109
2 декада (девятка жезлов). . . . . . . . . . . 110
3 декада (десятка жезлов). . . . . . . . . . . 110
Управители декад в разных системах(табл.). . . . . . 112
МИРОВОЕ ДРЕВО КАББАЛЫ
Глава 1.
МИРОВОЕ ДРЕВО КАББАЛЫ
КАК МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
Мы обратились к Каббале как астрологи, интересующиеся всеми параллельными
астрологии системами и стремящиеся увидеть в них то общее, что выводило бы нас
к универсалиям человеческого мышления. К Каббале у нас первоначально было даже
несколько скептическое отношение - уж больно она была окутана туманом. Каково
же было наше удивление, когда в одной из книг1 в таинственных сефиротах мы
увидели чуть ли не дословные описания знакомых нам через мифы и астрологию
понятий. Это, однако, легко объяснимо: ведь система Каббалы являет собой
мировое древо - универсальный мифологический образ развития жизни - и потому,
конечно, не может не соотноситься с тем эволюционным движением, которое
заложено в последовательности знаков Зодиака. К тому же Каббала сама соотносит
свои понятия с планетами, и делает это не произвольным способом, а в
соответствии со строением нашей солнечной системы. В каббалистическом древе
жизни даже оставлены ниши для неоткрытых еще в средневековье планет, поскольку
даны описания их качеств, - что дает нам возможность сегодня дополнить систему.
Все это говорит о том, что Каббала и астрология имеют общие корни, обращающие
нас к истокам мифологического мышления человека.
Поэтому Каббала оказалась в русле наших интересов, и мы почувствовали себя в
силах пролить астрологический свет на учение, которое, пожалуй, до сих пор
почитается самым таинственным из существующих. На самом же деле это учение
гностического типа - то есть такое, которое ставит перед собой задачи прежде
всего практического познания - и в этом его доступность современному
рациональному уму. Для любителей же охранять и создавать тайны приведем слова
оккультиста начала века П.Д.Успенского:
"Больше всего бойтесь поверить в тайну на земле, в тайну, хранимую людьми. Эти
люди охраняют пустые сокровища. Не ищите тайны, которую можно скрыть. Ищите
тайну в себе, а не вне себя."2 И поскольку то, что непостижимо, дано всем людям
одинаково, без какого-либо предпочтения, мы расскажем лишь о том, что поддается
логическому анализу и о чем можно рассказать словами.
Что же может привлечь нас сегодня в Каббале? Прежде всего органический синтез
древнейшего образа мирового древа и его символического истолкования на
сравнительно поздней стадии развития человеческого интеллекта. Оформление
Каббалы (книга "Зогар") относят к XIII веку, ее первоисточники ("Сефир Йецира")
- к 3-6 веку нашей эры, считается также, что часть воззрений она заимствовала
из Талмуда, и создателем ее был сам Авраам.3 Но даже древность Талмуда не может
идти ни в какое сравнение с образом мирового дерева, который возник в сознании
наших предков десятки тысяч лет назад. Дерево жизни есть практически у всех
народов, этот образ любят рисовать дети, только начиная постигать мир, на что
обращал внимание занимавшийся поиском архетипов К.Г.Юнг. Однако мифология
древних отражает их стадию осмысления мира, и потому ни одно из мировых
деревьев не доносит до нас настолько интеллектуально развернутой картины, как
каббалистическое, и не связывает напрямую проявления действующих в мире сил не
только с Солнцем или Луной, но и с планетами.
Отчего же Каббала, опиравшаяся на идеологию Ветхого Завета, которая, как
известно, к гаданию по звездам относилась отрицательно, вернулась к астрологии?
Существует легенда, что начало этому учению положили иудеи во время
вавилонского пленения: ведь в Вавилоне астрология была государственной религией,
и евреи могли ассимилировать образы проявлений своего высшего божества. Однако
поскольку Каббала для нас является прежде всего средневековой традицией, можно
найти и другое объяснение. Религия, родившаяся из стремления осмыслить
окружающий мир, к XIII веку уже сильно оторвалась от непосредственного видения
жизни человеком. Неопределимая бесконечность Эн-соф (Айн- или Эйн-Соф) - высшее
понятие бога в иудаизме - была слишком абстрактна для восприятия и далека от
конкретных нужд людей. Человек стал искать способов более динамического
взаимодействия с богом. Поэтому возник интерес к религиозным представлениям
более первобытно-природного типа - периода, когда человек только начинал
строить храм богу, а основанием его была сама природа Земли.
И в Каббале получила развитие концепция десяти сил, являющихся
последовательными проявлениями неопределимого бесконечного, - потоком эманаций,
перетекающих одна в другую подобно струям бахчисарайского фонтана, льющимся из
чаши в чашу, пока все они не смешиваются в последней, и поток эманаций не
достигает своей цели - проявленной действительности материального мира. Эти
силы называются сфирами или сефиротами (сефирот - множественное чмсло этого
слова
|
|