|
ественной чистоте -
это и есть Кетер. С другой стороны, все сефироты, сгущающие божественный свет
для того, чтобы была явлена материя, удаляют нас от первоисточника. Своими
образами они скрывают божественную сущность - но этим и делают ее доступной
нашему восприятию, облачая в свои тонкие материи невидимый силуэт Создателя.
Поэтому в Каббале они называются о д е ж д а м и Бога. "Когда Сокровенный
сокровенного пожелал проявить себя, Он сначала сделал точку, создал священную
форму и покрыл ее роскошным одеянием - это и есть Вселенная" (Сефер Йецира).
Но прообраз мира одновременно есть и прообраз человека, поскольку макрокосм
подобен микрокосму. Эту идею отражает кабаллистический образ Адама Кадмона -
совершенного человека, прообраза мира, тождественного Слову-Логосу и
сопоставимого с зороастрийским образом Заратуштры, который был скрыт в стволе
древа жизни с начала времен - пока не появился в мир в виде пророка. Поэтому
сефироты также уподобляются частям тела Адама Кадмона, и частям человеческого
тела:
"Когда Я (Эн-Соф) сотворил Адама Кадмона, Дух вечный сверкнул из его тела,
подобно молнии, которая тотчас засияла на волнах семи миллионов небес, и мои
десять сефирот были его членами" (Зогар).
Кетер - означает "венец, корона". Корона не является в собственном смысле слова
"одеждой" и остается за пределами того, что мы понимаем под Вселенной. Это мир
архетипических образов, где сефироты пребывают в своем естественном виде.
Поэтому Кетер называют "головой, которой нет" или "неосвещенным источником
света Вселенной". Это не сам Бог, но его воля, исходная точка, откуда все
началось, первопричина движения, - не принадлежащая бытию, но отдаленная от
небытия мысль. Это корень дерева сефирот и вершина его центрального ствола -
дерева равновесия, из которого берут начало две боковые ветви - древо
милосердия и древо суровости, уравновешивающие друг друга.
Оккультная традиция изображает Кетер в образе седого старика, обращенного к нам
в профиль, потому что лица его видеть нельзя. Обратная сторона Кетера - небытие,
Хаос: видение Кетера разрушает материальное тело. Однако, согласно Библии,
был человек, открывший для себя Кетер при жизни - Енох, заронивший в мир зерна
религии и взятый Богом живым в Эдем. В западной литературе Кетер иногда
сравнивают с нирваной, целью и концом мистического опыта.
Достижение Кетера - воссоединение с Богом, растворение жестких структур
построенного бытия в вечно живом небытии. И в Каббале Кетер, как и Эн-соф,
неслучайно сравнивается с морем, откуда, согласно мифологическому восприятию,
ведет свое начало все живое.
С каждым сефиротом соотносится особое имя Бога, а также особый архангел и
ангельский чин. Все они помогают лучше проникнуть в суть сефирота. Кетеру
соответствует имя Бога ЭХИЕ - которое переводится как "существо, существующий",
то есть тот, кто на самом деле есть, абсолютно и всегда. Это имя обозначает
вечную субстанцию, нетленную сущность, в которой и происходит изначальное
брожение жизни. А потому и ангелы Кетера - создатели жизни ХАЙОТ-ХАКОДЕШ.
Архангел Кетера - Метатрон, то есть "помещающийся над троном", что
соответствует смыслу образа короны. Он является заместителем невидимого Бога
перед людьми - через него Господь говорил с Моисеем.
В средневековой Каббале для Кетера не нашлось планеты, и ему вместо этого
просто сопоставлено понятие "перводвижения". Но то изначальное непознаваемое
единство, из которого проистекает жизнь, соответствует мифологическому архетипу
планеты Нептун, связанному с образом материнского лона-моря и растворения в
океане космических ритмов. Нептун - планета высшей любви и высшей реальности,
но также и хаотического разрушения всего упрочившегося, возвращающая мир в
первозданный нерасчленимый клубок вечности. И человеку, постигающему Кетер, или
испытывающему сильное влияние планеты Нептун, предстоит организовать свое
стремящееся к распылению сознание через матрицу форм разума.- Образно говоря,
ему следует, перемешивая глину всеобщей относительности, слепить из нее горшок
- чтобы было в чем отнести воды своего бытия в храм вечности. Пусть читатель не
удивляется единству высшего с обыденным - но это то, что можно вообще
рекомендовать представителям знака Рыб, которым правит планета Нептун. Рыбы
часто останавливаются на относительности всего, не осознавая потребности как-то
определить свои представления о мире, чтобы принять на себя ответственность за
что-то конкретное. Планета сознания Меркурий наиболее слаба в этом знаке.
За каждым сефиротом, как и за каждой планетой, средневековье выстроило целый
ряд аналогий (животное Кетера - голубь, качество - вера и т.д.), которые мы
можем легко понять как исходя из мифологических сюжетов, так и на основе
астрологических понятий. Система символов всегда использовалась в практике
медитаций: если человек в своих медитативных поисках или снах встречает не те
символы, значит, он находится не в сфере данного сефирота - или допускает
какие-то ошибки. Нам же символика может помочь для психологического
представления сефиротов. Рассмотрим лишь значимый в психологии цвет.
Кетеру соответствует белый - первый цвет, содержащий в себе все цвета, но еще
не разделенный на части. А разноцветная радуга соответствует Малькуту.
Если наш прекрасный мир наполнен цветами, белый цвет - не цветной, он никакой:
он подспудно присутствует в каждом и не фиксирует формы предмета. Это фон и
чистый лист, и все же он обладает божественным знанием того, что на нем будет
написано. А потому и нам дано это представить. И Зогар описывает Творца и
творение
|
|