|
ры -
природная страсть - воспринимается человеком не слишком негативно. А запас
милосердия Хеседа, дающего и правым и неправым, оказывается столь же насквозь
порочен, как и избыток силы Гебуры, сталкивающий людей между собой. Что уж
говорить о ложности выводов нашего Хода-сознания, суевериях бессознательной
сферы Йесода и гордости "я"-Тиферета!- хотя на определенном этапе эволюции эти
качества были необходимыми и даже прогрессивным. Сознание должно было сделать
шаг в сторону от правды природного естества, чтобы взглянуть на себя со стороны.
Душа-ребенок должна была породить особый мир своих невзгод и страхов, чтобы
осмелиться оторваться от материнского лона единой для всех реальности и
изначального небытия в слиянии с Богом. И человек должен был стать горд своим
предназначением, укрепляя и расширяя свое ego до таких пределов, чтобы он смог
осознать себя человеком. Подобно этому эволюция Вселенной тоже хранит память о
своем прежнем несовершенстве.
И если Клифот оборачивает стремление человека назад, к первоистоку, не будет ли
это разрушением того, что достигнуто эволюцией? А если Бог или его заместитель
на Земле, человек, уничтожит клифоты? тогда вся структура рассыпется на части и
замкнется в Кетер, который тут же покроет новая скорлупа? Или будет создан еще
один сефирот? Но он будет явно лишним, потому что для определения модели
пространственно-временного мира 12 компонентов необходимо и достаточно. Может,
мы просто оперируем с несовершенной системой? Но ведь зло в мире действительно
есть! А система Каббалы вполне логична...
Создание противовеса бытию, как гарантия существования тех новых ступеней
развития, которые только что созданы, - задача знака Скорпиона, наиболее
нигилистического знака Зодиака, который, однако, не должен упорствовать в
темных целях, оказывая сопротивление самому жизненному процессу, но только
хранить идею, сталкивающуюся с консерватизмом жизни, ради ее будущего развития.
Клифот, тень идеи жизни и познание ее темных сторон, имеет обратное влияние на
существующее. Если тот противовес бытию, который формирует наше познание, более
гибок, жизнь более динамична, и она более закостенела, если мертва идея.
Поэтому Каббала не называет Бога Кетером, не называет Клифотом, а называем
Эн-софом, который так и остается философски-абстрактной неопределенностью. Пока
мы поступаем именно так - скорлупы зла, препятствующей эволюции нашего сознания,
не существует, и Клифот не препятствует развитию живой идеи.
* * *
Традиция развила систему Каббалы, сопоставив каждому из 4-х миров: миру
Архетипов (Ацилуту), миру Созидания (Брия), миру Формирования (Йецира) и
материальному миру (Асия) - свое дерево сефиротов. При этом деревья как бы
насаживаются одно на другое, и верхние сефироты Асии служат нижними для Йецира,
а Кетер Йецира является Тиферетом мира Брия и Малькутом Ацилута. Эти четыре
мира сопоставляются телу, душе, духу и божеству - и сефироты самого верхнего
мира Ацилута описывают божественного человека Адама Кадмона. Эта система
помогает описать органические, психические и эволюционные процессы в
соотношении друг с другом6.
Такое усовершенствованное дерево помогает понять качества одного сефирота на
разных планах. Например, Нецах Асии относят к органическим неконтролируемым
процессам и растительному миру, а Нецах Йецира представляет собой психические
невольные процессы - что соотносит его с любовью-влюбленностью, элемент
неожиданности которой для нашего материального мира соответствует тому, что
этот сефирот является Хокмой нашего материального мира Асии. Нецах же Брии
можно описать как творческое созидание форм, как мы и делали, рассказывая об
эманациях - но для мира Йецира этот активный созидательный принцип
соответствует Хокме: нашей психике дано воспринять прежде всего пассивный
аспект Нецаха, и она склонна видеть в любви реальность наслаждения или
регенерации, а творчество более высокого плана Брии мы способны постичь лишь
умозрительно.
Астрологически же, поскольку для нас существует только одна, а не 4 Солнечных
системы, все это различные грани того, что проявляет нам архетип планеты Венеры.
Каббала признает предопределенность качеств каждой человеческой души. "В момент,
когда души собираются покинуть свое небесное отечество, каждая душа предстает
перед Верховным Царем, облаченная в возвышенную форму, на которой начертаны те
качества, в которых она должна проявиться здесь, внизу."(Зогар) Этим она близка
астрологии, которая развивает прежде всего понятие индивидуальности человека: и
как его высшего "я" (что по системе понятий Каббалы можно отнести к сфере
Тиферета), и просто как набора качеств, связывающих его с единой мировой душой
и делающих его частичкой этого мира (что относится к более низкой сфере Йесода).
Астрологические архетипы, как изначально данные неизменные формы описывают
сферу Нецаха, и с этим сефиротом связывается сотворение Зодиакальных созвездий,
которые появились раньше человека. А то, как на основе этих невидимых форм Бог
Легионов направляет деятельность людей (событийная астрология) относится к
сфере Хода, позволяющего нам увидеть божественную разумность мира, равно как и
славу человеческого разума, позволяющего людям постигать божественную волю хотя
бы в отношении себя самих.
Астрология и Каббала сходятся в том, что ставят в центр мироздания понятие
человека. "Человек есть синтез и завершение наиболее возвышенного в творчестве:
именно поэтому он был создан на шестой день. Когда человек появился, все было
завершено - и мир высший и мир низший, ибо все подытоживается в человеке: он
объединяет все формы."(Зогар) При этом общий для астрологии и Кабб
|
|