|
В этом - жизнь души мира. На плане Малькуте действуют АШИМ - "преблаженные
души" или "души огня" - язычки божественного пламени, которые помогают людям и
приносят им знания и понимание жизни, являясь в этом, очевидно, прямыми
наследниками разума материи Бины. Они способствуют той химической реакции
Малькута, в которой только и могут быть рождены силы, способные направить
движение молнии, эволюции вертикально вверх.
Поскольку Малькут есть жертвование собой материи, и его священным животным
является агнец. Этому сефироту соответствует также символ алтаря на двойном
кубе, выражающем все ту же идею "что наверху, то и внизу": один куб посвящен
небесному, а симметричный ему - земному. Малькут не входит в динамические
треугольники Древа Жизни и является самым стабильным сефиротом, по инерции
удерживающим все ему данное. Механизм, один раз запущенный на уровне Малькута,
работает постоянно. Поэтому Малькут способен поддерживать устойчивый порядок и
в этом его преимущество перед другими сефиротами. Недостатком же его является
сама инертность и желание сохранить все, в связи с чем и появляется идея жертвы
- прежним ради рождающегося в нем нового, раковиной ради жемчужины.
Все эти характеристики Малькута соответствуют мифологии знака Девы и
управляющих ей астероиду Церере или гипотетической планете Прозерпине,
расположенной за Плутоном. Дева должна уметь не настаивать на своем стремлении
удержать данное, давая ход жизненному процессу (как мать-земля Церера вынуждена
жертвовать своей дочерью-растительностью Прозерпиной ради порядка природного
круговорота и блага мира в целом).
Малькуту часто приписывается 4 цвета, что подчеркивает раздельное существование
на этом плане 4-х стихий (как и 4-х сторон света), равновесие которых
поддерживает сам Малькут. Как множественность проявлений мира Малькут
символизирует многоцветье (радуга).
Малькут является вершиной эволюции, и, если мы перестроим птолемеевскую систему
сефиротов Каббалы в соответствии с гелиоцентрическим представлением, Земля
встанет на свое место между Марсом и Венерой, после Хеседа и Гебуры, то есть
там, где эманация достигает совершенства, прежде чем воплотиться, и мы находим
тот образ милосердного и сильного человека, который вообще хотим в человеке
видеть (и который соответствует его каббалистическому числу 9). Тогда вершиной
эволюции явится наше высшее "я" и красота Тиферета, а не порядок Земли, тем
более, что планета порядка Церера как раз расположена между Марсом и Юпитером.
Однако Солнце (и гелиоцентрическая система) указывают на внутреннее творчество
человека, независимое от внешних обстоятельств, а Малькут - на взаимодействие
человека с внешним миром, что является в конечном итоге более сложным процессом,
и, возможно, Каббала, как и птолемеевская система астрологии, правы в том, что
делают акцент именно на геоцентризме. Порядок нашей печальной земной
действительности - и в самом деле венец развития мира, если вспомнить, что
разумной жизни нашего уровня мы пока еще нигде более не нашли.
КЛИФОТ - ПРОТИВОВЕС ПОРОКА.
(Планета Плутон).
Темные силы Клифота особенно заметны на плане Малькута, как собирательное
понятие зла - сопротивления, не несущего в себе позитивного момента. "Клипа"
переводится как "скорлупа", то есть то мертвое, что мешает живому проявиться
наружу. Однако скорлупы Клифота возникали и вместе с остальными сефиротами,
являясь тенью каждого из них. И если вспомнить, что Кетер мифологически
представим в виде яйца, в котором в неразделенном виде содержится будущее
творение, то скорлупа, очевидно, необходима даже для высшего из сефиротов.
Чтобы началась эволюция, нужен какой-то первотолчок. Чтобы она остановилась на
каком-то этапе, прорабатывая определенную стадию и закрепляя данный сефирот,
прежде чем начнется эманация следующего, нужен противовес - подобный тому,
который не дает опрокинуться крану, поднимающему наверх тяжелые блоки для
строительства дома. Толчком, пробудившим активность Хокмы и вызвавшим
отклонение от точки равновесия, в которой пребывал Кетер, был замысел Эн-софа,
и он же противостоял Хокме, удерживая его от слияния с Кетером, пока эту роль
не взял на себя Бина. Но тогда Клифот в точности исполняет эту функцию Эн-Софа,
проявляя астрологические характеристики мобилизации, накопления потенциала, и
после этого новой мобилизации, - соответствующие планете Плутон, тоже планете
зла и ада, расположенной прямо за Кетером-Нептуном, - и мы, как и в сефироте
Бина, снова сталкиваемся с непостижимым единством Бога и Сатаны.
Правда, за Кетером есть три уровня Эн-софа (Айн-софа): первый - Эн-соф Аур,
"неопределимый свет", второй - сам Эн-соф, "неопределимость", и последний -
"Эн", просто "не". И, как ни странно, это "не" играет позитивную роль в
творчестве Вселенной, если не сказать - решающую, хотя под Богом мы обычно
мыслим нечто другое: в религиозном смысле это - Хесед, в мистическом - Кетер, в
атеистическом - Гебуру, который наиболее похож на Эн-соф Аур, - хотя и на
Плутон, по своей разрушительной функции, тоже. Идея Клифота: проявленной
энергии должна соответствовать непроявленная - несет в себе высший принцип
равновесия и поддерживает закон сохранения энергии.
Клифот - запас прочности всей системы в целом. Клифот прежде всего являет себя
как потенциал Кетера - и хаос бездны, противостоящий будущей мировой гармонии.
Потом, на каждой стадии творения возникает свой Клифот, чтобы уравновесить уже
сотворенное и дать возможность накопить силы для новой эманации - и только
когда творение завершено, Клифот становится несомненным злом, так как его силы
или требуют новой стадии эволюции или грозят обернуть ее вспять. Из всех
клифотов, проявленных в Малькуте, только потенциал плодородия Вен
|
|