|
понятием материнства,
обеспечивающего преемственность жизни. Луна предстает покровительницей процесса
рождения детей. И роль родовспомогательницы у греческой Артемиды или индейской
Луны Иш-чель показывает возникший контроль над животным процессом рождения в
рамках цивилизации. Раннеземледельческие фигурки рождающей богини, или матери,
обнимающей своего малыша, или богини, кормящей грудью детеныша-леопарда —
древнего бога охоты — уже в VII тыс. до н.э. указывают на внимание к этому
наиболее сокровенному процессу.
Полная Луна и сама предстает беременной матерью, рождающей новый тоненький
Месяц и так обеспечивающей вечность перетекания времен. Луна, как и
человеческая душа, вечно находится в процессе рождения. Для прямоходящих людей
(которые опираются на свой слишком жесткий позвоночник-Сатурн) этот процесс
остаётся сложным, отчего и необходима им помощь богини, которая наглядно
демонтрирует людям этот процесс миллионы лет! Роль помощников при родах нередко
берут на себя и животные: здесь самый яркий образ — беременная бегемотиха Таурт,
управлявшая в Египте зодиакальным периодом Рака.
В период Рака Солнце находится дальше всего от нашей планеты, так как
орбита Земли не совсем круглая. И тогда ночное светило оказывает наибольшее
влияние на людей, побуждая их уходить от внешнего мира в мир души и терять себя
в рождении детей. И неслучайно латинское название Рака — Cancer — возводится к
древнему ностратическому kkan.a — "рождать".
К материнскому молоку восходит и представление о напитке бессмертия,
связанное с Луной: так индийский Сома олицетворяет одновременно Месяц и напиток
бессмертия. В астрологии с Луной соотносится грудь. И с молоком матери человек
впитывает знание предыдущих путей развития, передающихся из поколения в
поколение. Луна оберегает разумную жизнь цивилизации через эмоциональное
сохранение прежних традиций. Меряя фазы времени, ночное светило учит людей
сознательно обращаться к прошлому, и кульминацией эры Рака становится
возникновение эпоса и устных преданий, которые в полубессознательной форме
материнских сказок помогают каждому новому жителю земли сориентироваться в мире
и осознать свою судьбу частичкой его истории.
Культура обращения к прошлому надежно охранила душу людей от регресса к
первобытно-животному состоянию. А археология показывает, что возможность
впадать в природное детство для человечества не исключена. Так у поздних
неандертальцев, живших 50-60 тыс.лет назад, отмечается огрубление организма:
возрастает физическая мощность, лобные доли мозга начинают деградировать, и 15
тыс.лет проходят без какого-либо прогресса. Причину этого видят в прекращении
свободной перегруппировки племен: связанном с возникновением символического
самообозначения и тотемизма. Археологи находят останки племен, живших рядом, но
имевших различный уровень культуры: и это говорит о том, что в течение десятков
тысяч лет влияние ближайших соседей друг на друга отсутствовало. Это ли не
панцирь семьи Рака, не выпускающий родных из-под своей опеки, дабы закрепить
своё понятие о себе?
Так возникало многообразие культур. Но замкнутость в лунных рамках рода,
кристаллизовавшая в человеке понятие индивидуальности, имела и отрицательные
последствия. В консервативных рамках традиции перестали работать социальные
факторы отбора и вновь включились биологические. А поскольку размеры общин были
невелики, дополнительным фактором вырождения стали внутриродственные связи.
Конечно, неандертальцы не утратили все признаки разумности, накопленные за
более долгий срок. Но став тупиковой ветвью эволюции, они исчезли без следа:
так скрывается от наших глаз Луна, когда её не освещает Солнце.
На смену мощным неандертальцам неожиданно пришел гораздо более утонченный
человек современного физического типа: каким образом произошел этот
эволюционный скачок, покрыто мраком тысячелетий. Но логика зодиакального круга
подсказывает, что без преодоления изоляции племен развития быть не могло. И
новым фактором эволюции стало открытое взаимодействие между людьми самых разных
типов, характерное для следующего архетипа Близнецов. Обмен генами и
культурными навыками отбросил всё консервативное и непригодное для изменившихся
условий жизни. Он не подтвердил выкристаллизовавшиеся в стерильных условиях
заботливого рода наследственные признаки. Новый исторический этап,
соответствующий третьему знаку творящей стихии воздуха, вслед за Водолеем и
Весами, вновь обнаружил приверженность человека к утонченной физической
конституции.
Особенности климата и территорий формировали расовые признаки человека на
протяжении всей его истории. Но характерно, что ни одна из человеческих рас не
обособилась в отдельный вид. Генетические отличия людей утрачивались, не успев
как следует закрепиться, благодаря активному перемешиванию народов. Даже самая
древняя — монголоидная — раса, которой 100 тысяч лет и в основе которой стояли
потомки архаического человека синантропа, дважды испытывала вторжение более
новых людей: палеантропов и кроманьонцев. Люди современного типа, смешавшись со
своими предшественниками в Азии, двинулись на север, перешли через
существовавший тогда перешеек между Азией и Америкой и 20 тыс.лет назад
заселили американский континент. Несколько позже произошло разделение единой
группировки австралоидов на европеоидов и негроидов: границу между ними
образовала пустыня. Но это разделение существовало всего 10 тыс.лет, и в наши
дни оно исчезает сравнительно быстро. Сейчас насчитывают 30 человеческих рас,
но есть гипотезы, что все современные люди — уже почти родственники, и недолго
ждать, пока расы сольются в одну. Помешать этому невозможно, принимая во
внимание непоседливый характер даже древнейших предков человека.
Современный английский историк Тойнби, анализируя понятие расы, исключает
его из факторов, играющих какую-либо роль в истории человечества.13 Более
существенными для людей оказываются
|
|