|
сего живого. На
всех концах земного шара мифы о бессмертии связаны с Луной: так, в африканских
или индейских мифах Месяц посылает животных сообщить людям весть о том, что они
будут умирать и перерождаться, подобно ему. И это проецируется на более
современное представление о бессмертии души. Но, как мы уже сказали, возникло
оно гораздо раньше, чем было зафиксировано в мифах.
Понятие своей души начало формироваться, когда тотем заставил отличать свою
группу от других — по сути считать других людей принципиально иными созданиями.
Это ограничило жизнь рамками своего рода и способствовало дальнейшей
индивидуализации рода и семьи. Узкие рамки рода — предков и территории — во все
времена служили стимулом к развитию самоопределения и памяти о прошлом.
Мифологический архетип Луны, отражающий эпоху, когда человечество оглянулось
назад, чтобы осознать пройденный путь, возвращает нас к понятиям знака Козерога.
Но как мы видели на примере Матери вод (Рыбы) и Матери-Земли (Дева) — или Неба
(Водолей) и Солнца (Лев), связанных образом света, предвидения и всеохвата
реальности,— противоположные знаки в системе Зодиака объединяет общая идея. Для
Рака и Козерога это идея памяти: самоопределения в истории и во времени. Рак
пятится назад: архетип души возвращает нас к истоку эволюции. Как животное,
первым выползающее из воды на сушу, рак олицетворяет идею развития земной жизни
во времени. А идею времени с древности символизировала Луна.
Луна, менявшая свои фазы, служила первым, естественным мерилом времени для
людей. Этот факт доносит до нас и язык: русское слово "месяц" родственно слову
"мерить" и обозначает оно как Луну, так и период времени. В мифах боги Луны —
семитский Син, шумерский Нанна — заведуют счетом дней: который потом становится
основой знания как такового. Неслучайно и египетский бог счёта и письма Тот
первоначально был лунным богом: он сменил в этой роли божественного Зайца,
скакавшего по небу, подобно Месяцу. Фиксация времени обращает людей к
осмыслению и закреплению в памяти прежней истории и способствует развитию
лунарных культов.
Астрологи, как и поэты, ставят знак равенства между двумя понятиями: Луна —
и душа. Не только потому, что Луна оказывает физическое влияние на жидкости
организма человека и в связи с этим на его эмоции и психосоматику: подобно тому,
как она влияет на приливы и отливы или рост растений. А ещё и потому, что душа
— это запись всей истории человечества, невидимая эмоциональная память времён,
которая есть в каждом. Душа человека соткана из памяти архетипов. Научиться
рационально фиксировать и воспроизводить эту память человечеству некогда
помогло ночное светило. Именно поэтому оно сегодня управляет душой в сфере
символов.
Луна, правящая эмоциями (и циклом рождения у женщин), отражает нашу
восприимчивость к эмоциональной непрерывности времени. Именно поэтому на цикле
Луны основан непосредственный ритм нашей жизни — неделя, и люди подсознательно
следят за фазами Луны (течением месяца) и эмоционально ориентируют свою жизнь
на положение Луны в знаках (два-три дня). Это делает сегодня самым популярным
направлением астрологии лунные дни и телепрогнозы, основанные на положении Луны
в знаках Зодиака. Луна несет лишь одно из 12-ти основных влияний Зодиака,
которые формируют между собой очень сложную и никогда не повторяющуюся небесную
картину на каждый день. Тем не менее лунные прогнозы пользуются успехом и, как
это ни странно, у некоторых людей даже сбываются — столь велико влияние на наше
сознание психосоматики и эмоциональных процессов Луны.
В мифах Луна замещает Солнце на небе ночью, когда светило нисходит в
подземный мир, а днём светит миру иному. Подобно этому, память освещает для нас
эфемерную, потустороннюю реальность души, делая её сравнимой с объективностью
жизни. Внутренний мир не обладает видимым бытием, он есть лишь отражение
внешнего — подобно тому, как Луна светит отражённым светом Солнца. Но в нём,
как и в пра-образе Луны, проявлена та непрерывность существования, которой
лишены видимые объекты. Для человека внешний и внутренний мир почти равны друг
другу по значимости — как в мифах равны светила, предстающие перед нами как
брат и сестра, муж и жена.
В индоевропейской традиции постоянство Солнца (Сау) сначала соотносилось с
женским образом, а изменчивость Месяца (Менс) — с мужским: миф о том, молодец
Месяц изменяет своей супруге — Солнцу с Утренней Зарей (или Звездой, т.е.
Венерой). Но таинственность ночи и загадочная природа меняющего свой лик
светила связали образ Луны с идеалом женственности — что отражает миф
американских индейцев, согласно которому создатель в конце творения превратил
самого красивого мужчину — в Солнце, а самую красивую женщину — в Луну.
Романтический свет Луны в ночи ассоциируется с миром грёз — и тем сиянием
мечты, которое рождается и снова гаснет в черной пустоте внутреннего мира
человека. Изменчивость Луны соотносит её с потоком меняющейся жизни,
бесконечным и неуловимым. И хотя мы сегодня знаем тайну фаз Луны, её изменчивый
лик до сих пор воспринимается загадочным, хранящим тайну вечного возрождения,
недоступную мужскому рациональному уму. Правда, на темном небе бессмертая Луна
одинока, и люди видят на её лице не радость, а печаль. Душа человека отвергает
личное, мужское, бессмертие как самоизоляцию: так китайская героиня Чан-Э,
выпившая в одиночку снадобье бессмертия и улетевшая на Луну, льёт вечные слёзы
разлуки. Мифы о бессмертии, связанные с Луной, имеют негативную окраску: заяц в
спешке перепутал и не донес до людей весть о бессмертии; лунный дар
перерождения украла у людей и присвоила себе змея. Боги даровали возлюбленному
Луны-Селены Эндимиону бессмертие, но в обмен на вечный сон; а другой её
избранник Титон получил вечную жизнь, но не молодость и, дряхлея, превратился в
сверчка.
Идея этих мифов в том, что истинное бессмертие — не в сохранении себя, но в
вечном обновлении. И рождение из полной Луны маленького Месяца ассоциируется у
древних не только с бессмертием, но и с женским
|
|