|
ю иллюстрируют тотемы
древнейших людей и примитивных племен (а также поведение детей: "Я — зайчик!
Нет, я — зайчик!"). Через черты животных люди осознают себя и отличают своё
племя от другого, а потом, находя в звере личного покровителя, пытаются
определить и запомнить свою собственную суть. Это закладывает основы понимания
своей души. Эта традиция оказалась настолько стойкой, что до сих пор мы изучаем
черты характера через образы "зверинца" — Зодиака, где образ Рака говорит нам о
стремлении скрыться в свой панцирь: уйти от внешнего мира — во внутренний.
Тотемизму — 150-100 тыс.лет. Он возник позднее первой символики, и, значит,
порядок архетипов не нарушен. Археологические данные указывают на заботу об
убитом звере и желание, чтобы он родился вновь и дал себя убить и съесть. Это
соответствует тому, что в астрологии Луна заведует пищеварением: как ни странно,
путь к душе лежит через желудок! Поведение дикарей говорит о том, что потом
люди просят прощение у зверя за то, что они его едят, а с течением времени
отождествляют себя с животными настолько, что съедать зверя-тотем становится
запрещено.
Первоначально среди тотемов почитались большие и сильные звери, которые
могли являть образ опоры существования и хозяев территории. Мы уже упоминали
про медведя, но возможно, что некогда люди поклонялось и более древним животным
— бизону и мамонту, которых они употребляли в пищу и которые исчезли ещё до
того, как люди стали фиксировать свои мысли в форме, доступной современному уму.
В своих мифах человечество сохранило образы первобытных чудовищ, некогда
существовавших на Земле: так, по гипотезе мифолога Б.Рыбакова русские сказочные
образы — Чудо-Юдо или Змей Горыныч — ведут начало от мамонта.12 И в мифах Земля
неслучайно стоит на трёх слонах.
Кроме животных и растений, которые шли в пищу, человечество делало своими
племенными богами зверей и птиц, обладавших близкими и понятными ему
характеристиками, которые выражали его способ приспособления к жизни. Как мы
уже говорили, племя могло считать своим родоначальником ворона, храня
бессознательную память о том, что люди до того, как они научились охотиться,
питались падалью, как эта птица; а потом, продолжая эту логику, приписать ему
изобретение лука и стрел.
Когда общественные традиции перекрыли подражание природе, предков-животных
сменили боги-люди: но ещё в мифологии цивилизованного Египта мы находим
шакала-Анубиса, сокола-Гора, зайца-Тота, львицу-Сехмет, скорпиона-Серкет.
Почему же именно в животных человек поначалу узнал себя и не торопился терять
веру во всемогущество их образов, даже когда они уже перестали обозначать
прежних хозяев его территории и его пищу, а приобрели космический смысл
глобальных явлений, богов, светил (Гор-Солнце, Тот-Луна)? Прежде всего потому,
что большую часть своей истории он не отделял себя от них, и действительно мог
научиться есть падаль у ворона. А ещё потому, что в животных конкретные
качества, приспосабливающие их к жизни, выделены ярко (в человеке столь ярко
акцентирована лишь его подражательная способность и стремление идти наперекор —
хитрость его разума).
Физиолог Павлов исследовал темпераменты людей на примере собак, и поведение
всех высокоразвитых животных многое добавляет к пониманию того, как устроена
наша человеческая жизнь и социальное взаимодействие. Пожалуй, нет такой модели
поведения, распределения семейных и общественных ролей, аналога которой мы бы
не нашли в животном мире. Эти роли исполняются столь скрупулезно и аккуратно,
что человеку до животных далеко. Одно только совершенство их передвижения стало
основой китайских единоборств. Возможно, мир зверей скрывает многие секреты,
уже забытые или ещё непонятые цивилизованным человеком.
Как и разум, который в большей степени служил коллективным, а не личным
целям выживания, душа поначалу была достоянием не отдельного человека, а группы
первобытных людей. Тотем символизировал единство этой группы и развивал веру в
глубокое тождество всех членов первобытной общины. Из этого тождества
проистекает образ перерождения людей в рамках рода, ставший глубоко укорененной
в нашем сознании идеей перерождения души. Захоронения неандертальцев, которые
снабжали покойников орудиями и пищей, показывают, что человек готовился
продолжить жизнь после смерти уже 60 тыс.лет назад. Но ярче всего о вере в
перерождение свидетельствуют захоронения в скорченной позе новорожденного
младенца, уже упомянутые нами при описании "эры Рака".
Сначала, как мы говорили, желание перерождения проецировалось на вкусных
животных: именно они должны были жить вечно ради блага людей. Когда люди
отождествили себя с животными предками, оно перешло на человека. И до сих пор у
примитивных народов душа деда, доблестно завершившего свой жизненный путь,
переселяется в его беспомощного внука, и это служит гарантией того, что
достоинства предка в роду не будут утрачены. Так возникает понятие души в
отличие от тела, и идея перерождения в своем роду (Рак) поддерживает веру людей
в загробную жизнь (Скорпион), некогда родившуюся из обряда похорон. Так третий
знак стихии воды продолжает тему рождения и смерти.
И когда люди стали искать во внешнем мире подтверждение идеи перерождения,
что могло стать лучшим символом этого, чем Луна, которая на глазах человека
таяла, ветшала, умирала, на три дня исчезала с небосвода — и вновь рождалась и
росла, полностью восстанавливая свой блеск? Тысячи лет Луна рождала в
человеческом уме мысль о тленности и одновременно бессмертии
|
|