|
ти их природной личности. Недаром в теле Солнце
правит сердцем — которое мы мыслим средоточием личности, подобно тому, как и
Солнце является центром Солнечной системы.
Архетип Льва заставляет ценить в человеке не только его качества работника
или добытчика, но саму его индивидуальность: все природные способности, которые
в нем есть, не важно, насколько высок в обществе спрос на них. Развивая этот
архетип, общество ценит человека как такового, вне зависимости от его силы
(вспомним, что общество пралюдей кормило "бесполезных" калек). И это приводит
не к вырождению вида, как это было бы в природном мире, а к расцвету
способностей человека.
Мифы повествуют о том, что ремесленником становился человек с физическим
изъяном: они оправдывают выбранное им занятие его недостатком, и ущербность —
неотъемлимая черта архетипа, описывающего развитие законов культуры. Но образ
художника в нашем сознании прекрасен, как солнечный бог муз Аполлон. А значит
наступили времена, когда общество позволило своему члену не работать, несмотря
на его физическое совершенство! И если до сих пор не все люди научились ценить
творческие качества личности, которые уважали уже неандертальцы, и относятся
друг к другу лишь на основе критериев общественной пользы (подобно эскимосам,
для которых в суровых условиях выживания самым страшным ругательством было
слово "неумеха"), это говорит о том, что процесс развития человеческой
индивидуальности ещё не завершен. Мы не знаем о всех талантах, скрытых в нашей
природе.
Открыть их помогает уважение к человеку, которое выражает архетип Льва.
Недаром Солнце в мифах покровительствует героям, и поклонение светилу связано с
пантеистическим восприятием реальности: способностью увидеть Бога в каждом её
объекте и ощутить его нетленную ценность. Это та целостность видимого и
невидимого, которая дала возможность создать образы богов и мифы о Вселенной,
придать земным формам значение божественных архетипов и создать символическое
мышление, которое стало основой искусства — а также и научно-философского
целостного видения: мышления только словами, но и понятиями.
Солнечный архетип предлагает сменить образ человека разумного — по сути
"человека общественного"— на "человека совершенного или самостоятельного",
которого мы сегодня иногда называем "сверхчеловеком", а обычно просто героем.
Мифические герои — греческий победитель Химеры Беллерофонт, летающий на
крылатом — солнечном — коне Пегасе; германский поэт Старкад; шумерский
строитель городских стен и победитель чудовищ Гильгамеш или семитский Самсон,
прославившийся победой надо львом. Его имя родственно названию Солнца (Шамеш),
а крона солнечных лучей дала силу его волосам. В мифах герои часто побеждают
льва, что служит традиционным символом их силы и независимости.
Эти мифы описывают героев и мастеров, отвергающих власть царя — и
общественное мнение — ради развития своих собственных качеств. Быть может,
открытые ими таланты когда-нибудь пригодятся людям,— как стало необходимым
ремесло кузнеца. Но сначала общество отвергнет тех, кто стал жить по своему
индивидуальному закону. И мифология часто повествуют о трагическом конце героев,
которые выступают гордыми одиночками, вступающими в неравную борьбу с
юпитерианскими законами устоявшегося бытия.
Само светило также нередко соперничает с главой пантеона, как китайский
солярный бог Янь-ди сражается с громовержцем Хуан-ди или индийский Сурья с
Индрой. Но, как туча закрывает собою солнце, солнечный бог терпит поражение.
Личная сила и обретаемая человеком самостоятельность не может противостоять
глобальным законам природы и коллективным традициям общества. Герой — всего
лишь один из множества людей. Жизнь отдельного человека ограничена, и сколь бы
выдающимися ни были его таланты, они уходят в землю вместе с ним. Кульминацией
мифологического повествования о герое становится его гибель. Так прежняя
мистерия сражения громовержца со змеем в лоне цивилизации перерастает в вечный
конфликт личности и общества, которую символизирует противостояние архетипов
Солнца и Юпитера.
Герои ищут путь к бессмертию: как китайский стрелок И, Гильгамеш или Геракл
— но им редко сопутствует в этом удача. Чтобы стало реальным движение вперёд,
нельзя просто отбросить традиции, полагаясь лишь на свою сегодняшнюю силу,
которой завтра не будет. Цивилизованный разум, который воплощает Солнце, должен
осознать: что же в индивидуальности есть вечного и как оно может быть
сохранено? И в следующем архетипе сознание возвращается к осмыслению прошлого:
к коллективным возможностям передачи традиций. Материнский архетип Луны
призывает поделиться своим совершенством с другими, будущими поколениями:
яркость личности отходит в тень, чтобы были сохранены её лучшие качества.
АРХЕТИП РАКА
(Луна, планета души)
Праобраз бессмертия и вечного материнства
Когда после архетипа Солнца мы переходим к мифологеме Луны, может
показаться, что мы нарушаем хронологическую последовательность мифологического
развития: от сверкающей цивилизации мы вновь возвращаемся к далекому прошлому.
Луна покровительствует миру животных — как римская охотница-Диана или греческая
Артемида, бегающая по лесистым холмам с луком и стрелами, избегая шумных
городов. Некогда она испросила разрешение Зевса покинуть общество богов, и царь
богов позволил ей это. Наверное, у него были на то основания!
Для чего же человек, доказавший свою независимость от природы, обращается к
животному миру? Качества животных дают ему возможность определить и понять
самого себя. Самообозначение развило в человеке способность к символическому
мышлению настолько, что он стал мыслить себя не только через простые образы
мира (разжигаемый им костер), но и через более сложные символы зверей. Эту —
удивительнейшую!— способность к самоотождествлен
|
|