|
назад у групп людей была
своя символика, отличавшая их от соседей, которую знала вся община. Поначалу
основными символами служили простые рисунки круга (небо) или креста (инструмент
для добывания огня), но это заложило основы многообразия культур — и здесь уже
можно говорить о духовной жизни человечества.
Орнаментальное искусство, где ярко выражено деление на три и четыре,
содержало в себе зачаток развития математических представлений о мире (которые
потом развились в наблюдении за звездами и светилами см. архетип Луны).
Солнечный цикл, ставший для древних основой описания их производственного ритма
жизни, делится на 4 части точками равноденствий и солнцестояний — и весеннее
равноденствие, связанное с праздниками возрождения растительности, становится
естественным началом года.
В астрологии 4 — это число архетипов стихий: первичных элементов, из
которых создан мир, функций и человеческих качеств, на основе которых Кантом
было разработано понятие темпераментов. Стихии образуют преемственность образов
внутри зодиакального круга. Рождение жизни, скрытой в стихии воды, продолжает
созидание стихии воздуха. Освоение созданного мира описывает стихия земли. А
силу править им по-новому символизируют знаки стихии огня: и функции
царя-громовержца, стоящего над миром и организующего его, перенимает солнечный
бог, щедрый даритель энергии и всех земных благ.
В мифологии обожествление Солнца тесно связано с достигнутым уровнем
цивилизации. Хотя светило издревле мыслилось оком небесного бога, оно долгое
время не играло в мифах самостоятельной роли. Солнечный свет был столь привычен,
что никогда не поражал воображение человека так, как гроза. Поэтому
громовержец долгое время был бесспорным и единоличным правителем пантеона богов.
Ведь Солнце — это не вся природа, но лишь её отдельный объект, как и сам
человек, и оно всегда было символом близкого людям, доступного и созидаемого
ими мира.
Усиление почитания Солнца наблюдается во 2-1 тысячелетии до н.э., в
высокоразвитых культурах, и связано оно с предметом, изготовленным руками
человека. Люди сделали светило полноправным богом, когда во 2-м тыс. до н.э.
изобрели колесо — и возвели Солнце-колесо в ранг покровителя цивилизации. Это
не покажется странным, если мы вспомним роль кузнеца, который стоял у её
истоков. Солнце нередко мыслится куском огня подземного мира, подобно огню
кузнеца, на нём помещается кузница божественного коваля или его наковальня.
Солнце катится по небу подобно колесу, которое одной гранью касается Земли,
а другой — Неба, олицетворяя собой все грани бытия. День солнечный бог проводит
на земле, обозревая мир и наделяя его своими дарами, а ночью спускается в
подземное царство, где он светит мертвым и сражается с силами тьмы — так
египетский Ра ведет битву со змеем Апопом. Ежедневный круговорот Солнца
символизирует единство небесного, земного и подземного, его свет воплощает
высший закон добра и одновременно связан с конкретикой жизненного процесса.
Колесо становится универсальным символом всеохвата. Наряду с другими солярными
божествами, в мифологии существуют даже особые боги солнечного диска, такие как
египетский Атон, скифский Колоксай ("круг-царь") или славянский Хорс,
напоминающие об истории колеса.
За изобретением колеса последовало распространение колесных повозок,
которое сыграло в истории не меньшую роль, чем начало выплавки металлов.
Скорость колесниц позволяла охватывать большие пространства, и это дало
возможность объединения земель и положило начало образованию империй и идеи
единовластия. Неслучайно в Греции именно Аполлон стал покровителем полоненных
земель. До сих пор образ Солнца, именем которого величали могучих правителей
(фараонов Египта, династий инков или Японии, и даже Руси: Владимир-Красно
Солнышко) сопоставляется у нас с возникновением империй, перед блеском и
роскошью которых меркли прежние маленькие царства. На отождестление со светилом
намекает корона правителей: церемония коронации ведет начало от кроны солнечных
лучей.
Другим символом светила стал конь, и в этом Солнечный бог заставил
Громовержца уступить. Светило движется по небу быстро, как конь, потому мифы и
отдали этот символ Солнцу: мы видим в мифах образ солнечного коня, такого как
"конь-огонь" или индийский Дадхикра. Если громовержец ездит по небу верхом,
Солнце мчится на колеснице, запряжённой лошадьми. Такой упряжкой правит
греческий Гелиос или индийский Савитар. И в сказках образ коня часто
символизирует светило.
Так утверждались солярные культы. В мифологии, правда, место правителя уже
было занято, и светило, посылающее земле тепло, стало соперником главы пантеона,
дарующего дождь. И если бог грома и молнии, символизируя образ царя-жреца,
являлся лишь проводником воли Небес и его высших сил, архетип солнечного бога
утверждает свою независимость и свою собственную власть. Недаром, наряду со
всеохватом, солнечный бог обладает предвидением, роднящим его с богом Неба.
Сделав центром мира не далекого бога, но конкретный явленный предмет, солнечный
архетип слил воедино духовное и материальное, сотворенное Богом и созданное
разумом людей.
Подобно тому, как индийский солнечный бог Савитар своими лучами дарит жизнь,
лечит и исправляет грехи, Солнце ликвидирует кривизну человеческого пути
эволюции. Ради ускорения прогресса человек становится жестоким хищником — но в
лоне цивилизации он начинает быть милосердным от избытка возможностей.
Изобретая инструменты, он и себя делает машиной — но ничто не мешает ему
дополнить однобокость своего разума. Десятки тысяч лет назад, как и сейчас,
искусство и символическое мышление помогает преодолеть неравноправие полушарий,
возникающее в процессе развития языка слов и трудового отбора. Архетип Льва
возвращает людей к целостно
|
|