|
нце — часть нашей повседневной жизни, которая
охватывает её всю. Это обыденный и будто бы доступный объект, видимый нами
каждый день. Но именно повседневное жизненное творчество создает ценность
индивидуальности.
Что привело к цивилизованности человека? Возникновение над-биологической
системы — социума (Стрелец) и культуры (Весы), которая, как и материя, стала
первичной для сознания человека. А также на основе биологических резервов
человека (Скорпион) создание той производственной базы (Дева), которой в
природе нет. Для обозначения этих явлений возникло научное название
"сверхорганической материи"11: и оно хорошо описывает суть архетипа Солнца.
Солнечная энергия объединяет понятие телесного и духовного. К раскрытию высших
способностей человека приводит достигнутый уровень культуры.
Слово "цивилизация" непосредственно происходит от civis — "город", и мы
понимаем под ней нечто, выстроенное людьми независимо от природы. Первым
постройкам — примерно 200 тыс.лет, они показывают революцию в обработке камня и
говорят о возможности заселения территорий, ранее не приспособленных для жилья.
В отличие от далеких миграций Водолея, это расширило ближний ареал обитания
человека и сделало его более плотным, лишенным характерных для Водолея пустых
пространств, выражая идею заполнения и полноты. Цивилизация выводит нас к
богатству и разнообразию форм существования, которое уже отличает друг от друга
первые культуры X-V тыс. до н.э.
В это время, после отступления ледника, хижины и полуземлянки быстро
сменяют глинобитные и каркасные дома. Дом становится центром жизни человека.
Раскопанные фундаменты ближневосточных поселений показывают, что поначалу
каменные дома были круглые (!), а в центре помещался очаг. Так древние
строители, бессознательно тяготея к естественной форме шатра, который в природе
являет пещера и само небо, воспроизвели современный символ целостности: круг с
центральной точкой посередине. Астрологу первый каменный дом легко напомнит
значок Солнца и солнечной системы, организованной вокруг источника света и
тепла.
И этот образ служит яркой иллюстрацией любви Львов к строительству: ведь
это самый надежный способ защиты и покровительства, который предоставляет людям
цивилизация. Про неолитические поселения с полным правом можно было сказать:
мой дом — моя крепость. По образу жизни это были земледельческие деревни, но по
укрепленности стен, оград и цитаделей они больше походили на города или
небольшие замки. Даже мертвые оставались в зоне охраны агрогородов: их хоронили
под полом дома.
Оседлый образ жизни привел к улучшению условий быта и позволил человеку
осознать свое человеческое достоинство, которое в астрологии символизирует знак
Льва. С достигнутым уровнем существования уже не шел ни в какое сравнение
организованный уклад жизни животных (пчел, муравьев и т.д.). С VII-го тыс. до н.
э. существуют поселения с храмами, мастерскими, производством и обменом,
которые являются центрами округи. В таком поселении наш современник, брезгующий
кочевым шатром или землянкой, уже не отказался бы жить: все основные достижения
быта — нормальная посуда, одежда и радующая глаз повседневная эстетика — там
уже были.
В росписях стен в и орнаментах домов и храмов во множестве встречаются руки,
рога, кресты и много других символов, большинство которых остаётся непонятными
современному исследователю. Эти реалистические и схематические рисунки
свидетельствуют о развитии символического восприятия: собственно человеческого
способа видения мира.
Искусство, к которому обращают нас идеи архетипа Льва, во все времена
служило критерием того, как люди осознают богатство внешних возможностей.
Художник творит от полноты души, от избытка сил: поэтому если на какой-то
стадии развития уровень жизни падает, достижений высокого творчества тоже
ожидать не приходится (как у нас в годы перестройки). Происходит возврат к
ремеслу (Весов), сориентированному на ситуативный момент и производство
утилитарных предметов (Девы). Правда, и производство способствовало появлению
искусства: по точности ударов на орудиях археологи определили, что работа шла
под музыку — под ритм помогал работе. И хотя сегодня мы связываем искусство со
сферой чувств, оно возникло рационально, как осмысление человеком мира и себя в
нем.
Первые изображения появились 200 тыс.лет назад: это были сначала отметины
на кости, служившие опорой памяти и способом общения людей. Пейзажи с
изображением мамонта и бизона более новые — им 50 тыс.лет. Уже 200 тыс.лет
назад люди использовали охру, разрисовывая свои тела. В орнаментальных росписях
красный цвет охры символизировал Солнце и жизнь, в то время как черный (который
служил также цветом сжигающего добычу костра) обозначал понятие смерти. Значит,
уже неандертальцы мыслили Солнце источником жизни — хотя кто из них мог
догадаться, что катящий по небу красный шарик заведует жизнью на такой огромной
земле? Что помогло древнейшим людям познать эту истину? Архетипическое родство
образов, которое стало основой символического мышления человека. Именно к этому
ощущению внутреннего единства мира и себя возвращает человека искусство.
Примитивные народы до сих пор украшают себя природными красками перед
ритуалами и охотой. В этом, кроме зачатка понятия красоты, важен элемент
осознания себя и своей функции: самообозначения, которое подводит нас к
львовскому понятию индивидуальности. Уже 50 тыс.ле
|
|