|
получившая название
трипольской.
В Китае ранний этап сельского хозяйства относится к VI-V тыс.до н.э., а в
IV-III тыс.до н.э. складывается культура яншао, возделывающая просо и чумизу.
Возделывание съедобных растений в Перу: маиса и фасоли, а также хлопка —
начинается в VI-V тыс.до н.э.. Ольмекскую земледельческую культуру индейцев
центральной Америки относят к IV-III тыс.до н.э.. На Тайланде одомашнивание
растений относится к раннему периоду — X-VII тысячелетиям, его культура
развивается синхронно с ближневосточной. Китайская культура из-за худшего
климата и отсутствия торговых связей отстает,— как и культура
североамериканских индейцев, позже остальных пришедших из Азии в Америку: хотя
ледник и там отступает в X тысячелетии. Однако в целом мы имеем достаточно
синхронную картину развития основных культур, подтверждающую единый путь
формирования мифологического сознания.
Первые дошедшие до нас изображения богини, которая несомненно
покровительствовала земледельцам,— это женские фигуры с раскинутыми в сторону
руками и ногами: что, возможно, символизирует землю или поле. Они найдены в
ближневосточных поселениях VII-VI тыс. до н.э.. Богиня земли часто изображается
рождающей быка — символ плодородия, и ей сопутствует бородатый бог верхом на
быке — прообраз громовержца. Священным животным богини был леопард, что делает
её наследницей бога охоты и говорит о её главенствующей позиции. Таковы первые
свидетельства аграрного культа.
Земледельческий процесса предоставил людям ясную картину сменяющих друг
друга фаз рождения, зрелости и смерти: и раннеземледельческая богиня
последовательно предстает девочкой, зрелой женщиной и старухой, которую
сопровождает гриф, терзающий труп. Характерно, что несмотря на подчеркивание
функции рождения, сексуальная символика у этой богини отсутствует: и это вполне
соответствует задачам архетипа Девы, описывающим чистоту природного процесса и
его результаты, а не средства этого. Богиню-мать иногда сопровождают молодые
боги: девушка или юноша — что может нам напомнить известные позднее пары
Деметры-Персефоны или Кибелы-Аттиса, в античной мифологии олицетворяющие образ
матери-Земли и её детей-растений.
В развитой земледельческой культуре Земля предстаёт кормилицей людей и
матерью растений, растущих из её лона. Этот женский и близкий людям образ
окончательно вытесняет сатурнианского, скупого и жестокого бога земли, когда
сельскохозяйственный труд с применением металлических орудий и плуга стал
гораздо более легким и продуктивным (в египетской и ближневосточной культуре
это произошло в IV-II тыс. до н.э.). Преображённая архетипом божественного
Кузнеца, Земля действительно стала по-матерински заботиться о людях, и
неслучайно атрибутом греческой "земли-матери" Деметры (Geo Mater) был рог
изобилия.
Сопутствующий ей образ растений, засыхающих осенью и вновь расцветающих
весной, для земледельцев олицетворял порядок смены времен года, служивший
основой всей организации их жизни. И зафиксированная история доносит до нас
картину того, как осознание циклических природных процессов выливалось в
мистерии смерти и возрождения божеств растительности, в оплакивании которых
принимало участие всё население, каждый год заново радуясь их воскресению.
В античном мифе бог подземного мира Плутон похищает у земли-Цереры её
дочь-Прозерпину ("росток"). В скорби Земля перестает плодоносить, и по приказу
царя богов владыка царства мертвых на полгода отпускает свою молодую супругу к
матери: тогда земля вновь покрывается растительностью и дает людям урожай. Но
каждый год смерть снова отбирает у матери-Земли её дочь-росток, и Персефона
добровольно идет навстречу судьбе, чтобы не нарушать порядка времен. Этот миф,
для нас описывающий всего лишь природный процесс, лег в основу Элевсинских
мистерий, участники которых переживали прикосновение к общекосмическому закону
перемен, испытывая свою собственную смерть и перерождение вместе с природой.
Египетская богиня урожая Рененутет и ее сын Непери ("зерно") составляли
аналогичную пару, и этот образ тоже говорит о том, что без смерти не будет
возрождения: чтобы зерно проросло, оно должно быть похоронено в земле — умереть.
Это жертва матери-Земли и божества растительности во имя исполнения высшего
закона, стоящего над богами и людьми. Идея архетипа Девы в том, что свершая наш
ежедневный труд — отдавая силы неведомому будущему, мы идем на эту жертву: в
это время мы умираем для настоящего, чтобы не нарушился порядок жизни людей и
ход развития. Дева в жизни — скромный знак, роль которого обычно остается
недооцененной. И надо признать, что функции этого архетипа: добровольно
следовать требованиям жизненного процесса и вовремя идти на необходимые
перемены, чтобы не навлекать на Землю-мать глобальных катаклизмов,— в наше
время плохо исполняются, во всяком случае на территории нашей страны.
Умирающим и воскресающим богам растительности — таким, как Аттис или Дионис
— неслучайно посвящались праздники мистерий. Мировая трагедия смерти и
возрождения была залогом благополучной жизни земледельца, уверенного в
стабильности чередования фаз природного процесса и потому активно участвующего
в нем как сеятель и жнец. Срезая урожай, человек, как и прежде, брал в свои
руки косу убивающего жизнь Времени. Но он более не чувствовал себя виновным в
смерти растительности: она всё равно погибла бы зимой, он лишь исполнял роль
осени чуть раньше срока, зная, что жизнь возродится. Познание природного
процесса лишило почвы сатурнианскую идею жертвоприношений: они остались чисто
ритуальными. Главный закон этого архетипа выразил египетский иероглиф созвездия
Девы: где женщине с колосом в руке сопутствует бог смерти, шакал Анубис. Дева
стоит, а Анубис идет, и это символизирует идею, что смерть прех
|
|