|
го слова. Этому времени предшествовал меднокаменный век, в котором
расцветала и вторая профессия, связанная с огнём — ремесло гончара, обжигавшего
глиняные сосуды. Недаром кузнец в мифах может выступать и гончаром (таков
египетский мастер Птах, чье имя значит "ваятель"). Обожженная керамика на
Ближнем Востоке распространяется в VII-м, а медь в V-м тысячелетии до н.э., и
эти достижения гончара и кузнеца становятся вехами развития цивилизации.
Древние никогда не изобретали символов, а только списывали их с
действительности. Поэтому мифический кузнец нередко хром или обладает другим
изъяном: ведь в трудные времена племенных междуусобиц лишь человек, неспособный
сражаться и работать, как все, мог тратить время на созерцание того, как в огне
плавится случайно попавшая туда руда, и пытаться слепить из неё что-то заведомо
бесполезное, незапланированное предками и непредписанное обществом. Кузнец
лишён воинской силы, но ущербность открыла ему недоступное другим и сделала
почти богом: он стал ценнее царя, ибо царя легко заменить, а кто заменит
мастера? Кузнец мыслится сильнее жреца, пассивно передающего волю небес (так,
согласно поверью бурят, кузнец может заколдовать шамана, а тот его — нет).
Кузнечное искусство воспринимается магическим, священным: в мифах кузнец куёт
не только орудия, но и все предметы мира вообще.
В этом его роль смыкается с ролью Демиурга. Так, финский кузнец Ильмаринен
куёт Солнце и Луну, а финикийский Хусор раскалывает мировое яйцо. Но в отличие
от богов Неба, божесвтенный Кузнец творит не мыслью и словом: он воссоздает
Вселенную заново своими руками — как индийский Тваштар, чьё имя значит "творец".
И он уже не только отделяет Небо от Земли, но и созидает всё свойственное
цивилизации — подобно египетскому кузнецу Птаху, чья роль возрастает в III-м
тысячелетии до н.э., когда он начинает считаться отцом Солнца-Ра и бога умерших
Осириса.
Будучи связаны и с творческим импульсом небес и с энергией подземного мира,
Кузнецы примиряют два полюса мироздания, выступая посредниками между разумом и
стихией. Разрушительные силы самой опасной стихии огня начинают служить
созиданию, и это становится залогом того, что человечество готово преодолеть и
свои внутренние страсти. Кузнецы покровительствуют браку, который обуздывает
огонь эмоций и заставляет их служить обществу. В теле органы Весов — почки и
гормональная система, которая заведует общей гармонией организма и направляет
резервные силы туда, где их недостает.
Покровительствуя ремеслам и искусствам, Кузнец куёт искусственный порядок
культуры, отделяя ее от волчьих законов природного бытия. И неслучайно имя
законодателя Митры, выражающее идею согласия, родственно также слову
"ком-мунизм": утопия коммунизма предполагает совместное строительство разумного
мира, преодолевшего власть инстинктов и отделенного от хаоса стихий.
Если с богом Неба мы связываем развитие предвидения и интуиции мысли, то
отрыв от практических нужд, ставший возможным благодаря искусству Кузнеца,
развивает теоретическое и абстрактное мышление. Как и Водолей, Весы в
астрологии — интеллектуальный знак стихии воздуха (раздувающей горнило
творческого огня). Однако, удаляясь от реальности, абстрактное мышление Весов
порождает утопии. С образом божественного Кузнеца в мифах нередко переплетается
мечта о полёте на крыльях и летающих повозках, об отсрочке смерти и бессмертии.
И здесь мифы подчеркивают искусственность рукотворного мира Кузнеца. Так,
Солнце и Луна, скованные Ильмариненом из золота, не светят, и природный творец
Вяйнемёйнен достает из подземного мира настоящие светила.
Поэтому стихийный и культурный демиурги в мифах нередко составляют
неразлучную пару. В индийской мифологии законодателя Митру сопровождает Варуна,
повелитель природы. Образ двух сопутствующих друг другу путей творчества мы
часто находим и в жизни. Так сегодня пример обустроенного мира Митры, живущего
в узких рамках своих законов, являет западный мир. А стихийное творчество
Варуны живописует жизнь нашей водолейской страны, образующая необходимый
противовес западной мысли и идеологии — и способная реально воплотить в жизнь
её утопии.
Весы — знак покорения природы человеком, и его утопии в мифах отражаются
также в образах фантастических животных, обладающих разумом человека. Так мифы
предвосхитили будущее превращение зверей из опасных врагов человека (таких, как
ужасные псы Кербер и Орк, сторожащие подземелье Аида) в его союзников. В
человеческой мечте животные содействуют людям так, как кузнец помогает
громовержцу. Такие божества — русский крылатый пёс Семаргл, охраняющий посевы
земледельцев, любимец индусов слон Ганеша или прирученный конь: греческий
кентавр Хирон ("искуснейший"), учитель Асклепия, Орфея и Геркулеса, по одной из
легенд отдавший последнему свое бессмертие. В честь божественного коня назван
планетоид, символизирующий в астрологии миролюбие и культурные навыки архетипа
Весов. Он обходит Зодиак за 50 лет, и это цикл развития культуры, который мы
почти не замечаем: настолько все перемены в цивилизованном созидании мягки и
постепенны.
Не фантастических, а реальных прирученных животных в астрологии традиционно
соотносят уже со следующим знаком Девы, описывающим природные процессы,
которыми овладевает человек в процессе своего труда. Преодолевая оторванность
культуры и цивилизации от изначального истока, он вновь приближает нас к
физическому естеству мира, устремляя рационально понять законы природы.
АРХЕТИП ДЕВЫ
(Церера/Прозерпина, планета деятельности)
Праобраз кормилицы-земли и смены времен года
Есть много критериев того, чем человек отличается от животного.
Практический знак Девы — знак стихии земли, символизирующий в астрологии
преобразование материи и нашу непосредственную работу,— побуждает нас
остановиться на самой известной фразе: "Труд создал из обезьяны человека".
Правда, когда че
|
|