|
гическим индивидуализмом8 (примитивно
понимаемая мораль капиталистического общества "каждый сам за себя" — тому
пример).
Второе повсеместное табу, о котором напоминают и мифы — запрет инцеста:
сексуальных отношений среди родственников. Поскольку из-за смертности при родах
женщины приобретали особую ценность, это естественно вызывало соперничество
между сильным полом — следы которого можно найти и в наши дни, когда количество
тех и других сравнялось. Сражение за женщин внутри общины могло бы привести к
её распаду и полному уничтожению. И единственным способом избежать этого было
исключить брак внутри племени, поэтому он и был запрещен.
Установление первых законов сохранили в памяти людей мифологические образы
предков — культурных героев, учредивших ритуалы брака. Таков китайский Фу-си,
установивший правила жертвоприношений; индийский Арьяман, организовавший
сообщество ариев; скандинавский Риг, давший законы германцам, или индейский
Кецалькоатль, создавший райскую жизнь в построенном им городе Толлане. Но он
нарушил свой же запрет, вступив в брак со своей сестрой — и это привело к тому,
что его город был разрушен.
В развитой мифологии Закон может выступать как бог. Таков образ индийского
творца Брахмы, по происхождению связанного с ритуалом жертвоприношений; или
иранского строителя Вселенной Митры, изначально олицетворявшего мирный договор
между враждебными сторонами. Его индийский родственник выступает покровителем
браков вместе с судьбой-Бхагой, имя которого неслучайно созвучно русскому слову
"бог". Образ законодателя Митры, имя которого звучит в нашем слове "мир",
напоминает о важнейшем табу более близких к нам времен — ненарушении
территориальной границы между народами. Заключение соглашений и проведение
границ фиксировало выход из непрерывных междоусобиц. То, насколько священной
была граница, иллюстрирует легенда об основателе Рима Ромуле, который убил
своего брата-близнеца Рема только за то, что тот шутя перешагнул проведенную им
на земле черту.
Возникновение законов предопределяет эволюционный выбор человечества,
который в астрологии символизируют чаши знака Весов. В этом архетипе
установленные обществом законы осознаются законами высшими, космическими, что и
делает связанных с ними мифологических персонажей богами. В людях знака Весов
мы нередко видим те же черты примирителей и культурных законодателей. В
астрологии сегодня этот знак устойчиво ассоциируется с партнерством и браком.
Кульминацией архетипа Весов становится образ божественного Кузнеца,
владеющего самой непокорной из стихий — огнем. Укрощая природную стихию, Кузнец
нередко связан с законом, и напротив, предания о легендарных культурных
законодателях — китайском Фу-си или индийском сыне Брахмы Атхарване — указывают,
что именно они научили людей добывать огонь.
В мифах эволюция человека неслучайно связывается с огнём. Впервые человек
прикоснулся к огню, ощутив его своим хранителем и защитником, 700 тысячелетий
назад — и легенда о Прометее утверждает, что тогда он и стал человеком. Огонь
зажжённых молнией деревьев согревал людей в эпоху освоения северных просторов
Водолея. Когда люди научились добывать огонь трением, он освобождал площади для
первого землепашества Козерога. Он охранял человека от диких зверей и помогал
охотнику-Стрельцу охотиться на них. В глубинных трансформациях жизни и смерти
Скорпиона он посылал дух жертвы к небесам богов и жарил добытое мясо. Но до сих
пор огонь делал только необходимое для человека, и люди не замечали его
великого символического смысла, пока он не дал человеку возможность
трансформировать неживую материю земли — плавить металл.
Искусство владения огнём поставило человека выше своей матери-Земли и
сделало из него творца. Металлические орудия упростили земледелие и
окончательно решили проблему выживания, дали возможность человечеству сделать
главный эволюционный шаг в своей истории — создать земледельческую цивилизацию.
Неслучайно само слово "цивилизация" восходит к индоевропейскому корню kei —
"ковать".
Изготовление сельскохозяйственных орудий и лёгких стрел, издали поражавших
тех, кто посягал на чужое богатство или пытался с недобрыми намерениями
проникнуть за стены мирных городов, склонили чашу Весов в сторону земледелия.
Предпочтение земледелия стало эволюционным выбором человечества, связав
развитие мышления и культуры с оседлым и мирным образом жизни. Всё это побудило
обожествить искусство коваля и наделить его особым смыслом — так возник культ
Кузнеца. В мифах Кузнец успокаивает борьбу противоположных сил и выступает
основным помощником Громовержца, кующим его чертоги и божественное оружие,
которое позволяет ему одолеть своего противника. Так, греческий Гефест куёт
стрелы Зевса, а семитский Кусар-и-Хусас — палицы громовержца Балу, помогающие
ему прогнать бога смерти Муту.
Именем римского Вулкана, персонифицирующего подземный огонь, которым
владеет божественный Кузнец, названа невидимая планета-управитель знака Весов,
символизирующая в астрологии принцип законности и равновесия сил (её условно
считают центром тяжести солнечной системы). Возможно, этим именем когда-нибудь
назовут реальное небесное тело: вторую планету за Плутоном, цикл которой
гипотетически составляет 1515 лет. К независимому выводу о существовании такого
цикла пришли исследователи-египтологи Петри и Ж.Бредфорд9, выявившие
1500-летний цикл культурного развития цивилизаций. Если эта планета будет
открыта, она, по всей вероятности, станет главным астрологическим управителем
знака Весов.
Образ кузнеца говорит о том, что каменный век навсегда окончил своё
существование, передав эстафету эпохе, когда человек достиг успеха в искусстве
выплавки металлов. Наступление бронзового века датируют IV-III тысячелетием до
н.э.— также, как и первые государства Шумера и Египта, где появляются своды
законов и которые уже являются цивилизациями в самом высоком, современном
смысле эт
|
|