|
отношениях с людьми: приобретение глубоких энергетических
каналов (любовь) и разрыв жизненно важных связей с людьми (смерть близких). Как
и деньги, Плутон накапливает нереализовавшиеся намерения и сдерживает
проявление эмоций (страхом или стыдом), чтобы заиметь силу переустроить всю
жизнь человека. И когда этих невидимых сил становится больше, чем явных,
равновесие нарушается в пользу бога подземного царства: этот скрытый
отрицательный потенциал служит тому, чтобы человек перешел в мир иной — в
невидимую реальность.
В оправдание подземного мира можно сказать, что его функция — накопление и
сохранение земного потенциала. На самом деле бог царства мёртвых обслуживает
насущные нужды жизни — которыми пренебрегает царь богов, созидая по сути лишь
идею, план действительности, но не обеспечивая его материальное существование.
Именно поэтому Велес, в отличие от Перуна, как и планета Плутон, в отличие от
Юпитера, покровительствует народной массе: которая природной инерцией всегда
противостоит своим слишком зарвавшимся отцам-правителям, идеи которых идут
вразрез с истиной матери-земли, хранящей своих детей.
В диалектике противоположных сил мировоззрение архетипа Юпитера
воспринимается консервативным, устаревшим и уже оторванным от реальности и
наскучившим взглядом на мир. По отношению к нему нигилизм Плутона — первый,
хотя ещё неконструктивный шаг к созданию чего-то воистину отличного от того,
что было раньше. Он делит наше застывшее благополучие на этот мир добра и
потустороннее зло, мышление — на ясный разум и тени бессознательного, и так
формирует те резервы, откуда доброта и разумность могут черпать новые силы.
Самостоятельная мысль рождается из стихии спора, разумное человеческое действие
— из непреодолимого эмоционального недовольства естественным и привычным
порядком вещей. Борьба полярностей — основа человеческой способности мыслить и
созидать.
У этой борьбы, имеющей глубочайшие природные корни и описываемой главной
мистерией индоевропейской мифологии, нет конца. И человек более других созданий
причастен к стихии разрушения, трансформирующей мир. Но именно поэтому он и
становится его созидателем, сам творя гармонию и культуру, которая удержает в
рамках природную стихию трансформаций. Культурное творчество людей,
восстанавливающее гармонию между враждебными полярностями мира, описывает
следующий архетип Весов.
АРХЕТИП ВЕСОВ
(Вулкан/Хирон, планета гармонии отношений)
Праобраз законодателя и творца культуры
Как возникла человеческая культура? В праобществе людей передача навыков не
отдавалась более на прихоть генетической памяти; оно отвело для них специальную
нишу традиции, которой следовали все члены коллектива. Общественная, а не
природная передача памяти, которую воплотил собой архетип Юпитера, стала
основой культуры.
Пра-общество ограничивало биологический индивидуализм и преобразовывало
природные инстинкты его в социальные потребности. К архетипу Весов можно
отнести начало общественной регламентации: первые законы, которые существовали
в форме табу. Табу выполняло роль коллективной воли, это была первая мораль
ради самозащиты общества. Табу призваны были сохранить племя в целом. Первый из
них — запрет на лишение кого-либо из соплеменников куска мяса. При введении
этого запрета стали выживать все члены общества: и те слабые, которые не
охотились, но имели время на другие занятия и потому оказывались самыми
творческими людьми. Именно они совершенствовали орудия и сам способ жизни.
Понятно, что это ускорило социальную эволюцию.
Коллективное распределение пищи лишило приоритета физическую силу и уравнял
в правах слабейших членов общества с сильнейшими. То, насколько высокой и
прогрессивной для человечества в целом была эта идея, доказывает тот факт, что
когда проблема выживания была решена, человечество надолго забыло о ней и
смогло вернуться к ней лишь в наши дни. Идея равенства в выживании, о которой
напоминают уравновешенные чаши созвездия Весов, была осознана лишь в идеале
коммунизма "каждому по потребностям". И характерно, что как в самом начале
биологической эволюции именно физически слабые обезьяны спустились с деревьев,
чтобы развить в себе разум,— подобно этому наиболее творческими и умными людьми
на протяжении всей эволюции человечества оказывались слабейшие члены общества.
Позднее, в мифологии и сказках мы нередко встречаем хромого кузнеца или
увечного мастера, превосходящего других своими волшебными способностями. Таков
хромавший на обе ноги Гефест, покровитель знака Весов в древней Греции.
Табу на мясо не было лишь неким формальным установлением, но живым законом,
который послужил развитию заботы и милосердия, необычно высокого в тяжелых
условиях жизни первобытных людей. Археологи находят останки калек, с рождения
или в результате травм неспособных самостоятельно заботиться о себе, но
доживших до 40-60 лет, то есть до глубокой старости по тем временам. Члены их
общин изо дня в день кормили калек и ухаживали за раненными, хотя те были
неспособны внести какой-либо существенный клад в обеспечение коллектива. Этим
останкам — 60 тыс.лет! Сплоченность неандертальцев может послужить примером для
современного человека. Эти факты подтверждают, что эволюция человека миллион
лет идет по социальному пути,— хотя до сих пор порой всплывают рецидивы того,
что на научном языке называется биол
|
|