|
ки).
И вторая характерная черта невидимой реальности — это хранящиеся в ней
несметные богатства. Имя самого известного владыки подземного мира — греческого
Плутона — означает "богатый" (этот же корень в слове "полный"). Легко понять,
почему властитель подземного мира несметно богат: ведь ему принадлежит всё, что
исчезло с лица земли. Небесные дары Юпитера уходят в землю, плоды труда Сатурна
обращаются в тлен, и только смерть день ото дня становится всё богаче. Архетип
Плутона — это запас минералов, плодородие почвы, дающей силу растениям, и сама
энергия, обеспечивающая жизнь всех живых существ.
Третья черта подземного бога в том, что он часто имеет отношение к стадам,
как самому яркому образу приумножающегося богатства. Это напоминает о том, как
в IX-VII тысячелетии до н.э. скотоводство сменило охоту и стало источником
питания цивилизованных людей. Скотоводство закрепило мясоедение и потому стало
кульминацией развития архетипа Плутона. Оно придало мифологическому образу бога
невидимой реальности черты пастуха стад. (Так в ближневосточном поселении
Чатал-Хююк (VII тыс. до н.э.) раскопаны изображения быка, связанные с загробным
культом: уже с тех пор предводитель стада покровительствовал потустороннему
миру).
Образ животного стада хорошо отражает Скорпиона как знак инстинктов,
жизненных страстей и страданий природной души человека. Недаром латинское слово
anima ("душа") родственно слову animalis ("животное"). Типичный образ
подземного мира — пастбище, где пасутся души умерших: таковы греческие
Елисейские (первоначально "Велисейские") поля. Их название связано с
индоевропейским корнем wel, обозначавшим противника громовержца. Оно родственно
именам русского бога скота и богатства Велеса и балтийского Велняса,
сражавшегося с богом грозы Перкунасом (и литовскому слову vele — "душа"). Порой
пастух подземных стад и сам имеет признаки скота (например, Велняс — рога и
копыта!). И как здесь не узнать христианского чёрта, кровно заинтересованного в
том, чтобы наши души после смерти попали именно в его владения?
С противостоянием архетипов Юпитера и Плутона связан главный
индоевропейский миф: он рисует сражение Царя богов и его подземного противника
за стада. Змей глубин (индийский Вритра, индоевропейский Будх) похищает у
Громовержца стада туч и держит их взаперти, не давая влаге небесных коров
пролиться на землю. В живописной битве грозы Громовержец поражает Змея, и
долгожданный дождь, несущий иссохшей земле плодородие, предстает как молоко
возвращенных им туч-коров. В похищении Змеем стад отражается динамика
природного круговорота. Мистерия битвы говорит о том, что внутреннее богатство
природы пассивно. Громовержец, пробуждающий скрытое плодородие земли и
стихийные страсти подземного бога, призван проявить новые ростки жизни из
накопленного потенциала энергии.
Громовержец и Змей воплощают собой диалектику жизненного процесса в целом и
противоположные силы как таковые: сегодня такими силами мы мыслим добро и зло.
И если миф о грозе кажется забытым и недостаточно современным, то ближе к
нашему времени мистерию той же самой битвы отражает борьба Бога и Дьявола. И
образ Георгия Победоносца, пронзающего Змея, тоже восходит к тем далёким
временам.
У борьбы Царя богов с похитителем стад был исторический аналог: реальные
битвы народов между собой. Мифы говорят о том, что обычно столкновения
происходили между оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами.
Скотоводство, возникшее позже раннего земледелия, служило основой кочевого
образа жизни. И эти два способа хозяйствования долго соперничали между собой,
что отражает упомянутый миф об Авеле и Каине, где скотовод Авель погибает от
руки земледельца Каина. Борьбу земледельцев со скотоводами фиксируют ещё
русские былины, где со змеем, олицетворяющим нашествие монголов, сражается
богатырь-пахарь, защитник своей земли.
Для современного христианского миросозерцания образы подземного мира, Змея
или Дьявола с рогами имеют устойчивые негативные ассоциации. И это несомненно
выражает отношение нашего мирного оседлого юпитерианского образа жизни к
разрушительному вмешательству архетипа Плутона. Бог смерти — враг жизни: он
стремится разрушить устоявшийся мир ради трансформации как таковой: отчего
сегодня мы воспринимаем этот архетип как образ всякого зла. Мы привыкли
негативно относиться к антибогу ещё и потому, что, символизируя невидимые
стороны жизни, он обозначает всё неуничтожимое наследие до сих пор живущих в
нас охотников каменного века — наши подсознательные инстинкты, из которых самым
страшным оказывается сам инстинкт развития, потому что он граничит с тягой к
разрушению и смерти.
Поверхностные желания у людей различны, но глубинные мотивы действий едины
у поколений. Цикл Плутона — 251 год, в каждом знаке он находится в среднем 20
лет (от 10-12-ти в Деве, Весах и Скорпионе до 30-ти в Овне и Тельце), заметно
меняя русло течения жизни. Если 60-е годы (Плутон в Деве) были сориентированы
на передовые научные взгляды и отвергали стремление к роскошной и достойной
жизни 50-х (Плутон во Льве), то 70-е годы "застоя" имели гуманитарную
ориентацию (Плутон в Весах): слабое положение Плутона не давало мотивов к
трансформации. Зато эти мотивы появились в 1983-м, когда Плутон занял
сильнейшее положение в Скорпионе и сохранялись до 1995 года, во время нашей
перестройки. Это время заставило людей абсолютизировать власть денег,
инстинктов и скрытых импульсов души. В ближайшие 20 лет Плутон движется по
Стрельцу, раскрывая драматизм столкновения архетипов Плутона и Юпитера — битвы
добра со злом.
В жизни человека цикл Плутона обозначает трансформации, которые меняют
энергетический потенциал человека. Кроме сферы финансов, это прежде всего
перемены во взаим
|
|