|
ших человека есть мясо, мог
выступать Ворон (у американских индейцев) или шакал (преобразившийся в
египетского бога царства мертвых Анубиса). Однако, научившись охотиться,
человек продолжал питаться и растениями. Если добычи не было, то предлюди, в
отличие от хищных животных, могли подолгу обходиться без мяса. Они были
существами всеядными в полном смысле слова, что помогало им выжить в любых
условиях.
Набор запаса возможностей человеческого организма этим не ограничился.
Эволюционный переход к прямохождению имел и свои печальные последствия: он
повысил смертность при родах. Женский организм долго не мог приспособиться к
этому процессу, так что, согласно археологическим данным, во всех племенах
пралюдей женщин было в среднем в три раза меньше, чем мужчин, хотя последние
погибали на охоте. Нехватка женщин могла вести к соперничеству между мужчинами,
разрушая общину. И здесь биология человеческого организма встала на службу
обществу. Особый период эструса — полового возбуждения животных в течении лишь
нескольких дней физиологического цикла, присутствующий у всех без исключения
обезьян, у человека исчез: женщины смогли отвечать взаимностью мужчинам круглый
год, даже вне зависимости от способности зачатия в данный день. С точки зрения
природы это было отчасти излишеством, но несомненно способствовало решению
социальных проблем и подняло коэффициент рождаемости на должный уровень,
поскольку увеличилась и сама возможность зачатия.
В астрологии со знаком Скорпиона соотносится выделительная система, работа
которой отражает интенсивность обмена веществ, и половые органы. Скорпион
считается внутренне активным и сексуальным знаком, и в свете вышеизложенного
такая аналогия нас не удивит. Хотя сегодня, ради ключевой идеи этого архетипа —
накопления внутреннего потенциала, помогающего преодолеть зависимость от
природы,— люди склонны, напротив, соблюдать пост или вегетерианскую диету и
воздерживаться от секса. Очевидно, они стремятся затратить избыточные ресурсы,
скопленные человечеством за миллионы лет, на приобретение новых возможностей
человеческого организма, скрытых в недрах телесной материи. Именно в этом смысл
духовности Скорпиона — недаром правит этим знаком планета недр Плутон, символ
невидимых резервов человека и богатств материи земли.
Плутон — эпитет греческого бога Аида ("не-видимого"), чьё имя помогает нам
понять механизм действия мирового принципа, символизируемого этой планетой.
Плутон — планета невидимой реальности: того, что не имеет материальной
весомости и тем не менее существует для нас. Такова, например, реальность
денег: бумажек, за которыми невидимо стоит колоссальный человеческий труд.
Такова реальность наших тайных мыслей и сокровенных желаний: инстинктов души,
которые мобилизуют её к действию. Человек всегда желает то, чего у него нет.
Так чего же у нас нет? Неиссякаемой силы, неоспоримой власти, несметного
богатства, нескончаемой жизни, неугасающего огня страсти. Планета Плутон
остается символом того, чего жизнь лишает нас: отсутствием и противовесом жизни,
которое рождает энергию жить. Плутон опровергает закон сохранения энергии,
оплот устойчивого мира Сатурна: из ничего ничего не рождается. Если Сатурн —
это материя, то Плутон — невидимая энергия, лежащая в её основе. Это
философское понятие "ничто", которое даёт возможность бытия, и психологическая
идея скрытых мотиваций.
А в мифах невидимая реальность — это потусторонний мир, где хранится
богатство, на земле обратившееся в тлен, и продолжают жить те, кого мы любили.
Образы подземных миров есть во всех мифологиях (это германское царство смерти
Хель, финская страна Похьела, китайское загробное ведомство Ди-юй, индейский
труднодоступный мир Миктлан и другие). Столь популярное представление о том,
чего никто никогда не видел, изначально сформировали повсеместные ритуалы
похорон, целью которых было препроводить умерших из мира живых куда подальше:
впоследствии в иную, их особую страну. Поэтому в мифах подземным миром стали
править боги смерти. У многих народов существовали специальные божества,
символизирующие эти погребальные обряды (римская Либитина, славянская Навь),—
обряды, возникшие ещё до того, как появился человек современного физического
типа.
Общинная жизнь предполагала заботу как о живых, так и о мертвых. Сначала
умершего не хоронили: к нему продолжали относиться как к равноправному члену
племени и клали рядом с ним причитающуюся ему еду. У древнейших людей страха
перед мертвыми не было, как и у животных. Но когда люди осознали, что трупы
могут распространять болезни, это привело к возникновению погребений,
отделивших от земного мира живых подземный мир мертвых (недаром в мифах боги
смерти — шумерский Нергал или балтийская Гильтине — нередко заведуют и
болезнями). Похоронам стали сопутствовать религиозные ритуалы: которые, как
показывают обряды первобытных племен, нередко настоятельно убеждали покойников
не возвращаться к живым. Обычай кормить мертвых сохранился до наших дней.
Умерших приглашают на пиршество несколько раз в год, чтобы в остальное время
они не беспокоили живых и здоровых.
Люди стали бояться разрушительной силы мертвецов, именно потому их
стремились закопать поглубже в землю или завалить камнями. Камень запирал вход
в царство теней Орка в мифологии римлян, и когда в торжественные дни его
отодвигали в сторону, духи умерших выходили на землю и пользовались
приношениями близких. Интересно, что остатки первобытных пиршеств в честь
умерших сгруппировались вокруг 2-5 ноября — в зодиакальный период знака
Скорпиона, связанный с умиранием природы: это дни поминовения умерших по всему
христианскому миру. Эти ритуалы, как и другие обряды древних, демонстрируют нам
пример синхронизма жизни людей с природным процессом.
Образы многих богов подземного мира — египетского Осириса, индийского Ямы —
согласно своей мифологической истории ведут начало от почитания умерших людей.
И в этом смысле архетип Плутон
|
|