|
горизонтальное расширение его владений во
все четыре стороны света.
Экспансия — неотъемлемое качество Юпитера, которое подтверждают даже
физические характеристики этой самой большой планеты Солнечной системы: на ней
есть очаг термоядерной реакции, которая могла бы превратить её в звезду.
Очевидно, этому мешает другое свойство Юпитера — умеренность. Юпитер сдерживает
процесс внутренней трансформации, и она не приводит к разрушающему взрыву.
Недаром в мифологии эту планету символизирует бог, который умеет совладать с
силами Хаоса, создает устойчивый мир и остается его единовластным правителем.
Это качество экспансии отражается и в общественном сознании, которое
символизирует Юпитер. Коллективный разум стремится подчинить мир своим целям:
определенной традиции, и главенствовать над сознанием как царь над подчиненными
ему богами. Достоинство юпитерианского абстрактного, религиозно-идеологического
мышления — в создании традиции, которая позволяет сохранить культуру. Но ради
динамики развития традиции должны сменять друг друга, в чем заключается
общественный прогресс. Создав слишком устойчивую модель разумности, упрощённую
по сравнению с природно-родовой организацией жизни общественную структуру и
идеологию, архетип Юпитера отрезал часть жизни от восприятия людей, как прежде
это сделал архетип Сатурна. И это может нам напомнить то, как в мифах Кронос
оскопил Урана, а Зевс — Кроноса.
И всё же громовержец — не изначальный бог, а потому его законы подвержены
влияниям времени и должны изменяться, чтобы соответствовать тому прогрессу,
которое он стремится обеспечить своим правлением. Планета Юпитер в каждом знаке
пребывает год: каждый год несколько меняются общественные ценности и авторитеты,
побуждая людей корректировать свои взгляды и приспосабливаться к развитию
общества. Каждый год приносит нам новые социальные успехи и неудачи. Настолько,
насколько человек живет в обществе и развивается вместе с ним, он раз в 12 лет
(полный цикл Юпитера) достигает вершины Олимпа — и в 12, 24, 36, 48, 60 и 72
года людям особенно везёт: ведь в это время их взгляды или они сами наиболее
объективно отражают волю небес, являясь проводниками ритма Юпитера. Но потом
человек должен спуститься с Олимпа, уступив его другим.
Общество влияет на человека и заставляет его изменяться — но пра-образы
Юпитера напоминают, что взаимодействие человека и общества взаимообратно.
Преображаясь сам, человек преображает и общество, будучи проводником небесной
воли на землю. И когда неполнота раз навсегда установленного мироустройства
Царя богов стала явной для мифологического сознания, этот архетип отпочковал от
себя своё дополнение. Сделав акцент на динамическом аспекте образа Громовержца
— его борьбе, которую живописует гроза, мифы породили образ Врага царя богов,
разрушающего его устойчивый мир ради трансформации. Этот архетип вечного
жизненного противоборства отражает в астрологии знак Скорпиона.
АРХЕТИП СКОРПИОНА
(Плутон, потенциал к трансформации)
Праобраз бога смерти и подземного мира
Развитие осуществляется за счет скопленного потенциала. И, рассматривая
вопрос накопления возможностей для дальнейшей эволюции, мы вновь спускаемся с
небес на землю, обращаясь к глубинам материи. Известно, что устройство,
подобное социальному, есть в сообществе строителей-пчел или муравьев, а более
или менее жесткое распределение ролей в коллективе присуще всем животным. Оно
дано им раз и навсегда. Человек же меняет свою реальность: жизнь, от природы
присущую его роду. Он разрушает отлаженные социальные механизмы Юпитера,
неполадки в которых сразу привели бы к вымиранию рода пчел или муравьев. Но
человеческий род на этом не кончается: поскольку имеет резервные силы, чтобы
выстроить себе новый мир и новый взгляд на вещи. Сегодня мы называем эти силы
духовными. За счет них человек, в отличие от всех прочих коллективных животных,
способен выжить в одиночестве или долгое время обходится без еды и питья.
Эти скрытые ресурсы дают толчок той вечной трансформации, что уготована
людям с древности и, очевидно, до конца дней. В астрологии и мифах её
живописует символ Скорпиона, который в минуту опасности парализует себя своим
ядом, чтобы на удивление другим созданиям земли воскреснуть вновь: и какое
животное лучше бы отразило внутреннюю склонность людей к разрушению своей
внешней жизни? Но что же было основой тех способностей человеческого рода,
которые некогда не позволили ему остановиться на достигнутом, ломая
устойчивость юпитерианского мироздания и создавая резерв для движения вперед?
Первая такая способность — это всеядность: и в частности мясоедение,
которое позволило людям жить и там, где в холодное время растительности нет.
Охота обеспечила переход человека к мясной пище, и это ускорило эволюцию.
Связанная с мясоедением интенсификация обмена веществ привела к усилению
процессов работы организма. 300 тыс.лет назад изобретение деревянного копья
упростило охоту, в тот же период люди от слов перешли к фразам, и 250 тыс.лет
назад, в обществе говорящих охотников, начался этап форсированной эволюции,
который можно связать с накоплением внутреннего потенциала возможностей
человечества, позволившим ему возвыситься над обстоятельствами. И до сих пор
интенсивно живущим мясоедческим северным странам ближе понятие социального
прогресса, чем спящему югу, питающемуся изобильными плодами растительности.
Переход к мясной пище как важный шаг в развитии человечества фиксирует и
мифология. Известно, что до того, как стать умелыми охотниками, люди ели падаль,
— и в качестве тотемов-первопредков, научи
|
|