|
ра тьмы Раване. Так более старый женский архетип
замещается более новым: и сегодня показателем этого союза в гороскопе может
служить синастрическая связка Марс-Луна. Как мы упоминали, Луна символизирует
вечно женственное начало и индивидуальность души.
Такой союз предполагает развитие и рост обоих супругов: и женского, и
мужского начал — оттого этому архетипу уделяет наибольшее внимание психология.
Западные психоаналитики используют образ души-Психеи, теряющей и обретающей
вновь любовь-Амура (интересно, что внешнюю борьбу ведёт женское начало Психеи,
а Амур ей помогает, не теряя самостоятельной внутренней позиции в царстве своей
матери). Заметим, что Амур и Психея предстают перед нами совсем детьми: архетип
начал развиваться совсем недавно (не более, чем две с половиной тысячи лет
назад!). В сказках последних веков как муж может искать жену в волшебном
царстве, так и жена мужа, похищенного колдовскими силами: но первое отношение
изначально.
Это последнее, самое гибкое взаимодействие полов, которые оба переживают
символическую смерть и возрождение, мы можем найти в юношеской влюбленности.
Или первой любви, которая умирает, чтобы потом воскреснуть в чистом чувстве
всеобщей любви к людям: знаменующем нравственную победу над всеми внутренними
преградами и проблемами. И даже когда она возвращается в семьи давно женатых
людей, она воспроизводит изначальный архетип жертвы женщины и борьбы мужчины —
ради спасения мира. В высшем смысле это редкий союз духовных искателей (Шри
Ауробиндо и Мать Мира — интересна их символика: серп Месяца у Ауробиндо и
марсианский символ пятиконечной звезды у Миры). Таинством брака мы его обычно
не считаем, поскольку скрытая сексуальность, дарующая плодородие (Плутон),
полностью замещается явным марсианским огнем воли: разрывающем границы своей
обособленности, общечеловеческим и отождествляющим человека с другими людьми.
Как брак двоих, такой союз смыкается с первым безличным и бессознательным
отношением прародителей.
Поскольку все архетипы есть в любом человеке, эту классификацию можно
рассмотривать и как разные типы супружеских ролей в одной семье. Здесь можно
добавить, что в любом человеке есть и мужское, и женское начало. И в
современном мире, в отличие от древнего, отношения перепутались настолько, что
женщина может играть в союзе мужскую роль, а мужчина — женскую. Конечно,
природа берёт своё: женщине в браке естественно быть женщиной, а мужчине —
мужчиной. Поэтому здесь мы рассмотрели типологию божественных союзов в её
архетипической чистоте. Но читатель может попробовать найти свою роль рядом с
партнером и среди мужских, и среди женских образов.
Например, в перевернутой паре Юпитер-Юнона женщина играет ведущую
социальную роль депутата Госдумы — а мужчина отвечает за ласковую гармонию их
отношений и мир в семье, бытовое волшебство домашнего хозяйства, тонко понимает
нежный внутренний мир детей и т.д. Или, в паре Юпитер-Венера грозная жена
готова убить мужа за то, что тот к ней охладел; и тот настолько преображается в
лучшую сторону, что его не узнать. К сожалению, "перевернутые" отношения обычно
сложно представить идеальными: они вопринимаются скорее комично — ведь надо
признаться, что женщина обычно не достигает мужской силы и широты, а мужчина —
женской чуткости и естественности. А задача архетипического подхода — в
обыденном увидеть высокое: что мы и предлагаем сделать читателю.
ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Перечислим теперь те типичные мифологические сюжеты, которые имеют
отношение к проблемам родителей и детей. Образы связи поколений очерчивает
прежде всего сама история развития мифологии. С течением времени богов одного
типа сменяют другие: наследуя их функции и порой перенимая их главенствующую
роль. Эта линия преемственности типична для разных мифологий.2 Она проецируется
в нашей жизни на разные типы отношений родителей и детей — которые составляют
частный случай этой архетипической передачи ролей. Например, всем известный
конфликт "отцов" и "детей", отраженный уже в столкновении Зевса с Кроносом и
титанами,— это один из типов взаимодействия старшего и младшего поколений.
При этом, как семейная жизнь богов не сводится к противостоянию полов, так
и взаимодействие поколений не ограничивается их конфронтацией. Бытовое
мировоззрение склонно сводить все типы отношений к этому двоичному
противопоставлению — однако это неверный и непродуктивный подход, если мы хотим
достичь психологической и философской глубины понимания вопроса. Архетипические
сюжеты показывают, что видов отношений много, и каждый имеет лишь ему
свойственные преимущества и проблемы.
Взаимодействие родителей и детей развивают тему брака, рассмотренную выше.
Однако способ передачи функций по эстафете от старших к младшим являет
самостоятельное отношение. Поэтому хотя архетип семьи в некоторой степени
предопределяет взаимодействие с детьми, он не всегда связан с теми же планетами,
что и архетип наследования жизненной роли. Например, если супруги связаны
между собой бессознательной и безличной нептунианской любовью, это вовсе не
значит, что они столь же бессознательно относятся к ребёнку. И наоборот: у
супругов между собой могут быть яркие и проявленные отношения последних
архетипов любви, а ребёнок может быть связан с ними лишь безлично-природным
отношением ("растёт как трава").
Определить архетип взаимодействия через гороскоп поможет карта синастрии
родителя и ребенка, или совместимость карты брака с гороскопом ребёнка. Д
|
|