|
В жизни мы находим различные типы взаимодействия людей между собой. В
разных отношениях всплывают разные проблемы. Психология рассматривает их,
обычно не подразумевая, что могут быть выявлены глубинные архетипы этих
отношений, тысячелетиями складывавшиеся в сознании. Архетип — суть отношения,
придающая ему смысл.
Типичные сюжеты отношений тысячелетия вырабатывала мифология. Она
обрисовала взаимодействие богов — и мифы о богах подобны на разных концах
земного шара. Это говорит об универсальности мифологической картины мира и её
вневременности. Главные пары богов и отношения, которые регулярно возникают
между ними в разных мифологиях, и сегодня заметны в нашей жизни. Их
психологическая проекция встречается на каждом шагу.
Наиболее типичных участников мифологических сюжетов астрология обобщила
понятием "планет": понимая под этим всё те же архетипы — природные и духовные
силы, которые древний мир называл богами. Гороскоп показывает актуализацию этих
сил в личности человека: какой архетип будет доминирующим — по задаткам и в
данный момент, а какой вызывает проблему.
В системе астрологии архетипы соответствуют знакам и планетам, которые
делятся на мужские и женские. Так, Козерог — женский знак (независимо от того,
родились под ним мужчина и женщина). Мужские архетипы изначально несут активную
творческую и эволюционную функцию, женские — сохраняющую и практическую.
В этой статье мы рассмотрим те типические модели взаимоотношении мировых
сил, в древности представленных образами богов, которые будут наиболее
актуальны для психолога.
В этом смысле, во-первых, зодикальные архетипы задают типологию внутренней
жизни (и прежде всего отношения к жизни и смерти, раскрываемую женскими
знаками). Она поможет психологу определить, какая модель видения жизненного
процесса предпочтительнее для его клиента: через какой архетип ему легче найти
смысл в жизни и смерти, принять их и примириться с ними.
Во-вторых, в разных образах творения богов мы можем увидеть типы внешней,
социальной деятельности людей (её раскрывают мужские знаки). Эта типология
показывает, от какой жизненной роли человек получит максимальное удовлетворение.
В-третьих, вечной проблемой остаётся преемственность поколений (в частном
случае, конфликт отцов и детей или взаимоотношения матери и дочери).
Мифологические мистерии показывают разные способы передачи эстафеты из прошлого
в будущее.
И, наконец, самый актуальный для психолога вопрос взаимоотношения полов в
мифах также решается неоднозначно: мы находим разные типы браков богов.
Супружество между разными богами (=архетипами) обозначает их особую роль в
браке и особый смысл их союза.
Кратко охарактеризуем зодиакальные архетипы, которые подробно описаны в
нашей книге "Астрология и мифология"1.
1. РЫБЫ. Этот знак связан с образом зарождения жизни в океане вод — и
зарождения разума в глубинах бессознательного: что в астрологии символизирует
планета НЕПТУН, связанная с прикосновением к истоку, верой и религиозностью.
2. ВОДОЛЕЙ. Это архетип высшего творца, первого демиурга, создавшего ясный
свет небес и разделившего мир на две половины — Небо и Землю. Он соотносится с
мыслью, интуицией, духовной и творческой функцией человека, которые обозначает
планета УРАН.
3. КОЗЕРОГ. Это архетип первопредка, передающего роду людей свои навыки;
бога времени, ограничивающего жизнь, и зачинателz земледелия, помогающего
выжить. Это образ своей земли и судьбы, памяти, самосознания и своего места в
мире, которые символизирует планета САТУРН.
4. СТРЕЛЕЦ связан с архетипом царя богов, который организует мир сверху:
так же, как и наше общество и мировоззрение, коллективный разум людей — которые
символизирует планета ЮПИТЕР. В мифах сильнейший из богов как правило предстает
в грозном облике Громовержца.
К этому архетипу относится и супруга царя богов ЮНОНА, организующая женскую
часть жизни — семью: её именем назван один из крупных астероидов, активно
используемый в астрологии.
5. СКОРПИОН. Это архетип подземного мира, куда уходит всё, что исчезло с
лица земли,— хранящего несметные богатства её потенциала. Это невидимая мощь
денег и скрытая истина страстей, которые обозначает планета ПЛУТОН.
6. ВЕСЫ. Это архетип божественного Кузнеца, законодателя и творца культуры,
устанавливающего гармонию отношений между странами и людьми. Его символизирует
гипотетическая планета ВУЛКАН, а в астрологической практике его качества
обозначает астероид ХИРОН, играющий в мифологии ту же роль миротворца и учителя.
7. ДЕВА. Это архетип матери-кормилицы Земли и её детей растений, умирающих
осенью и возрождающихся весной. Их смерть и возрождение описывает природный
порядок, которому должен следовать и человек в процессе своего преобразования
земли. Этот процесс символизирует ещё неоткрытая планета ПРОЗЕРПИНА. А в
астрологической практике хозяйственную деятельность человека описывает ЦЕРЕРА,
самый большой из пояса астероидов, отражающих разные грани земного порядка. В
гороскопе она отвечает за работу и здоровье.
8. ЛЕВ. Это архетип сверкающей цивилизации, которая дает человеку
возможность раскрыть все свои таланты и стать яркой индивидуальностью. И даже
героем — которым в мифах недаром покровительствует СОЛНЦЕ, щедро дарующее людям
энергию своими руками-лучами.
9. РАК. Это архетип бессмертной души — ЛУНЫ, исчезающей с небосвода и вновь
возрождающейся на нем в обновленном виде маленького Месяца: что связывает это
светило с образом материнства. С материнским молоком соотносятся мифологические
представления о напитке бессмертия. Как Луна, фазы которой издревле
использовались для счёта дней, оно уводит нас в прошлое к животной природе, но
дает силы бескрайнему будущему, символизируя вечную преемственность жизни.
10. БЛИЗНЕЦЫ. Этот архетип описывает божественность человека — и
преимуществ его ума, который в гороскопе обозначает планета МЕРКУРИЙ, бегущая
вокруг Солнца быстрее всех. Это мифологические образы близнецов: первых людей,
основавших свой мир на пустой земле, культурных героев и трикстеров-трюкачей —
и подобного им бога красноречия и письма: обманщика-интеллекта, совершающего
проделки и заведующего торговлей.
11. ТЕЛЕЦ. Это архетип богини любви и красоты, предстающий в образе Звезды
ВЕНЕРЫ, сопутствующей Солнцу на закате и восходе, и в прекрасном облике
неподражаемого природного явления Зари. В древнейших мифах подчеркнута её
воинственность и страсть, в более новых — созидающее начало, украшающее мир
изобилием и благополучием: что и символизирует эта планета в гороскопе.
Мифология показывает, как в человеческой истории стихийное чувство любви
развивается, завоевывая новые рубежи милосердия и доброты.
12. ОВЕН. Это архетип воина, ратующего за правду, стихийная сила которого,
равная пламени огня и скорости пожара, способна преодолеть все преграды. Таково
влияние планеты МАРС, как его традиционно понимает астрология. Но наиболее
интересен здесь сливающийся с воином образ пастуха, живущего за пределами
цивилизации, защищая своё стадо. К силе этот образ добавляет мудрость: рождая в
мифологии архетип воителя, сменяющего на троне прежнего царя богов и
утверждающего новые нравственные идеалы — которые также символизирует эта
планета.
Начнем с наиболее актуальной проблемы брака — и типологии супружеских пар.
(Обратите внимание: в тексте планеты — глобальные архетипы — выделены жирным
курсивом, а отдельные персонажи мифологии — простым курсивом, чтобы не путать
их между собой).
ТИПОЛОГИЯ БРАКОВ
Как определить тип союза людей? В этом поможет прежде всего само его
описание. Не последнюю роль играет архетип своего знака, через который человек
склонен мыслить все отношения (Рыбам близок брак, где задействован архетип
Нептуна, Водолей видит идеальным союз, где доминирует Уран и т.д.). Однако
характер брака определяется не столь однозначно. Даже самые сильные качества
человека не обязательно связаны с архетипом его знака: в астрологии их
показывает личный гороскоп, построенный на день, час и место рождения. А что
касается партнера, то человек нередко ищет его по своим самым слабым и
проблемным задаткам (особенно это справедливо для мужчин, которые, как
показывает наш опыт, чаще всего выбирают спутницу жизни по недостающим
качествам). Для женщин более важную роль играет образ семьи родителей и архетип
отца.
Кроме того, следует учесть, что семья — это некая третья целостность, по
сравнению с качествами двоих. Она формируется в процессе их взаимовлияния:
когда они актуализируют те или иные черты или проблемы друг друга — которые до
их встречи, быть может, никогда и не вставали на повестку дня. Астрологу эти
акценты пары может подсказать карта синастрии — гороскоп совместимости людей
(наложение друг на друга их гороскопов рождения). А также карта, построенная на
дату брака: как и все события, эта дата неслучайна. Она определяет цель и
судьбу союза, и её самые сильные — или наиболее проблематичные — качества в
конечном итоге и сформируют доминирующий архетип брака (хотя в первые годы он
может быть незаметен). Акценты пары может ярко показать и гороскоп знакомства:
космических условий первой встречи и первого впечатления — которое нередко
оказывается самым верным.
Руководствуясь аксиомой астрологии: "что наверху, то и внизу, что внутри,
то и снаружи", проще определить внутренний характер союза по роду его внешних
занятий — и по тому наиболее сильному впечатлению, которое он производит в
первый момент.
1. Прародители (Нептун-Сатурн). Древнейший архетип брака — это пара
прародителей, предстающая в образе богов океана, откуда возникла жизнь. Это
море-мать Тиамат и её муж Аспу, хранящий в глубинах вод таблицы судеб; или
Посейдон как супруг земли. Дошедшая до нас из самых глубин подсознания, эта
пара не выдержана во всех мифологиях: здесь женский, рождающий и хранящий
архетип, настолько доминирует над мужским, что мужское и женское начало
нерасчленимы. Прародительница обычно предстает как мать, сама себя рождающая, а
в более поздних мифах мы находим и самого себя осеменяющего творца. В таком
отношении можно увидеть отголосок матриархата: тем более, что большинство
дальнейших пар построено по патриархальному принципу.
В жизни это прежде всего типичный образ многодетной семьи. Часто муж и жена
в ней — подвижники милосердия: христианского или иного, которые склонны брать
на воспитание сирот и заботиться о бездомных. Роли мужчины и женщины чётко не
разделены: семья развивается по стихийной воле законов природы. Другим этот дом
нередко напоминает хаос, пугая своей непредсказуемой стихийностью: поскольку в
нём многое допускается — и всё же как-то всё встаёт на свои места. Таковы
большие семьи южных народов, где с первого взгляда сложно даже вычленить
структуру родственных отношений. Супруги предстают как корни множества побегов
единого древа. Если паре, связанной таким изначальным, иррациональным единством,
бог по странной прихоти не дал детей, их заменяют воспитанники, ученики или
родственники — к которым в любом случае непременно хорошее отношение.
Социально значима эта пара может быть на религиозном или подобном попроще:
это пара единоверцев, экстрасенсов, колдунов и т.д. Для других в ней может быть
что-то таинственное и опять же пугающее — при том, что обычно эти люди
достаточно доступны. Они растворяются в жизни и, как правило, не отгорожены от
неё стеной высокомерия: если, конечно, им не мешает общаться с людьми
регламентация своей духовной ниши. Они стараются сформировать мир на основе
того глубинного представления, с которым спорит внешний социальный формализм.
Это также семьи, которые надолго или насовсем уезжают жить из города в деревню,
на природу (принимать водные роды или работать в заповеднике). Социальная
забота для них — казенна, и, воспитывая детей или обращаясь к магии, они хотят
восстановить изначальный, природный способ существования.
Эту семью отличает стремление к раю дорационального счастья. И она
достигают его, если не пренебрегает материальной стороной жизни и потребности
их тела и души остаются удовлетворены. Даже когда это духовный союз —
духовность его природна, и любые ограничения ему вредят. Если таким людям не
хватает естественной укореннености, может возникать сильная тенденция судить о
мире из глубины своего видения: и этот взгляд редко бывает объективен.
Несомненной и непреходящей ценностью мыслится любовь — но она присутствует в
этом браке в большей степени как растворенная в атмосфере материнская любовь
милосердия, чем как конкретное чувство к конкретному человеку.
2. Небо и Земля (Уран-Сатурн: греческие Уран и Гея, шумерские Ан и Ки,
египетские Нут и Геб). Это первая характерная пара богов, встречающаяся на всех
концах земного шара, и наиболее первичное противопоставление мужского и
женского начал, явное для древнего мира — быть может, даже более, чем для нас.
Так, при заключении браков в Вавилоне супруг говорил: "Я — Небо (Ан), ты —
Земля (Ки)", отождествляя свою семью с союзом богов. Божественная роль мужского
(небесного) начала в таком браке — быть творцом и поставщиком энергии творения.
Женское (земное) начало фиксирует результат и несет ответственность за
сотворенное: так Гея рождает детей Урана.
В нашей жизни это высокий образ творческого союза — где мужчина, как
правило, является первооткрывателем, изобретателем, а женщина — разработчиком
идей (редко наоборот). Это пара исследователей в науке (Пьер и Мария Кюри),
поэтов (Николай Гумилев и Анна Ахматова), писателей, художников и т.д. В этом
союзе обычно женщина стремится к тому, чтобы свободное творчество имело
преломление в жизни (хотя бы приносило заработок). В нашей водолейской стране,
где мужчина часто витает в облаках своих идей, это довольно характерные
отношения (можно вспомнить образ советского ученого, жена которого полностью
берет на себя материальную сторону жизни). Это про таких супругов сказано:
"Жена хороша скупая, муж — щедрый." Проблемы обычно возникают лишь тогда, когда
Гея устает материализовать беспрерывное творчество Урана (поскольку спонтанный
уранический поток вдохновения в принципе неиссякаем: и если пара ставит перед
собой творческую цель, это всерьёз и надолго).
Надо учесть, что в этом браке полярности мужского и женского начал
максимально разнесены: как небо и земля, они не могут долго оставаться слитыми
воедино. И между собой это прежде всего отношения друзей, которых несет по
жизни холодный вихрь идеи (Уран и Сатурн — планеты зимних знаков). Их
объединяет безграничный простор перспективы, который предполагает дистанцию и
равенство; надежда светит, но не греет. Единство любви здесь достигается в
полной мере лишь в акте творения — и сама любовь предстает творческим актом.
Даже любовь сексуальная здесь должна возвыситься до тантрической. Лишаясь
идеализма, она надолго улетучивается и в целом возникает лишь проблесками (хотя
на браке это обычно никак не сказывается, поскольку стоящие перед ним цели выше
низменных чувств: духовность выше душевности).
Это сотрудничество, которое служит глобальным идеям и отвергает мелкие
задачи. Из феерии утопических проектов Урана Сатурн выбирает главное
направление полёта мысли и отсекает всё лишнее, чтобы довести идею до
фундаментального результата. Для этого аскетического союза характерна
отгороженность от бытовых взаимодействий (на уровне дружбы семьями), поскольку
он стремится освободиться от рутинного ради достижения более значимого. Это
может давать оторванность от среднего жизненного класса и недемократизм — что
рождает проблему взаимоотношений пары с окружающими и нехватку необходимых
контактов.
У детей в таком браке есть опасность недополучить чувств и энергии,
необходимой для нормального развития: как говорится, "на детях гениев природа
отдыхает". Можно смягчить: "на детях творческих людей природа ставит
эксперименты". Как люди нестандартные, они нелегко вписываются в жизнь, получая
от семьи достаточно узкое наследство. Правда, это может быть одна жемчужина
вместо горы того бытового хлама, который в изобилии предоставлен остальным. И
ниша их таланта зачастую заранее предопределена профессиональным уровнем их
родителей.
3. Бог земледелия и богиня урожая (Сатурн-Церера). Такую пару составляют
римский сеятель-Сатурн и его жена Опа. Основное содержание этого брака
составляет обеспечение жизни. Он держится на хозяйственной деятельности,
которая приносит ощутимые результаты. Архетипическая проблема выживания,
которую в мифологии решают боги земледелия, в этом союзе ставится во главу угла
— и с годами решается всё лучше и лучше, создавая надежную материальную базу
для супругов и детей — как говорится, на старость. Поскольку ресурсы не
тратятся зря, это брак долгожителей.
Здесь возможна включенность супругов в общий производвенный процесс. Если
предыдущая пара сама ставит себе задачи, эта прочно обосновывается в уже
организованной структуре: её цель — нахождение своего места в жизни и цепкая
работа в этой нише. За счет этого у неё лучше контакт с миром. Где возникает
практическая необходимость, сами собой складываются нужные отношения, которые
завязываются надолго: ибо всегда есть, чем их подкрепить.
Это самый прагматический союз, основанный на взаимодействии двух женских
архетипов: которому порой не хватает полёта, чтобы взлететь над бытом. Здесь от
Сатурна требуется приносить доход, от Цереры — благоразумно распоряжаться
средствами: организуя не только быт, но и отдых. Хорошо, если эта деловая пара
имеет разрядку вакханалий — которые по всему древнему миру были связаны с
земледельческими богами по окончании работ. Периоды труда должны чередоваться с
праздниками любви, давая выход чувствам. Закрепощение эмоций — основная
проблема этого брака. Ни финансы, ни забота о здоровье её не решат — хотя
здоровый образ жизни характерен для этой пары. Заглянуть вглубь души может
помочь психология или эзотерика: этот союз рационально относится к вопросам
досуга и склонен серьёзно прорабатывать все темы, к которым подходит — в том
числе проблему чувств и любви.
4. Царь богов и его супруга (Юпитер-Юнона). Это образ семьи как ячейки
общества. В гороскопе совместимости сочетание планеты Юпитер и астероида Юноны
символизирует образ идеального брака. Это самый типичный брак — и нередко это
пара, известная в своем кругу и значимая для окружения. В ней муж занимает
хорошую нишу в структуре общества и выражает актуальные на данный момент идеи,
а жена поддерживает принятую регламентацию отношений. Этот союз исполняет
социальную задачу, и такой образ поневоле являют государственные деятели
(Горбачев и его супруга, мэр и его жена и т.д.). Женщина здесь — вторая
половинка мужчины: она живёт желаниями мужа, как его зеркальное отражение (так
индийского громовержца Индру формально дополняет его супруга Индрани: даже её
имя образовано от имени мужа). Эти супруги ведут себя так, как должно с точки
зрения общественной морали (так Юнона завоевывает сердце царя богов, жалея
промокшую птицу — в которую тот превратился, чтобы испытать близость с ней).
Негатив может возникнуть из-за формализма или жесткой регламентированности
отношений. В этом союзе женщина вынужденно подстраивается под патриархальный
уклад, так как нынешняя социальная иерархия носит чисто мужской характер.
Общественное мировоззрение во многом отрицает слабость и всеприятие женского
начала, его тонкость и изначальную природную магию. В результате мужская
социальная тенденция сражаться за свои права выливается в грубость женщин и
женскую эмансипацию: напоминая образ требовательной и ревнивой Геры,
расправляющейся с любовницами Зевса (характерен скандал с любовницей президента
Клинтона). Или, идеал такого брака может видится в образе домостроя:
узаконенного тиранства мужчины — от которого ему не легче. Как говорят китайцы,
"государством управлять легко, семьей трудно". Юпитер — муж того масштаба,
которому не до семейных мелочей: он их просто не видит с высоты своего
положения.
Домострой, как и эмансипация: уподобление женщин мужчинам — перегиб в
сторону мужского начала и подавление женского. Это ведёт к ситуации взаимного
насилия. Как избежать этого в мужском мире? В античности у женщин неслучайно
существовали обряды, куда не допускались мужчины. И очевидно, супруги в таком
союзе должны разграничить сферы влияния. В традиционном варианте (такую семью
мы видим, например, в Средней Азии) мужчина занимается широкими внешними
отношениями, а жена — внутрисемейными, частными вопросами. Её роль описывает
пословица: "Мир в семье женой держится". Когда каждый отвечает за свою часть
жизни, гармония семейная мягко переходит в социальную: отчего и создается образ
идеального брака, поскольку обе сферы вполне реализованы.
Жене здесь не стоит полностью посвящать себя делам мужа (образ чеховской
"Душечки"): это хорошо постольку, поскольку она способна отнестись к ним
творчески и предложить что-то своё (как в отношении Небо-Земля). Муж должен с
самого начала не гасить женственность супруги: когда скромная Юнона превратится
в стервозную Геру, будет уже поздно. Ему следует быть внимательным к женской
магии чувств, и оставлять для неё нишу, не подгоняя под мужской здравый смысл
те тонкие ощущения, в которых он не силён (не мешать хозяйственному творчеству
жены или её беседам с подругами, уважать её взгляд на воспитание детей и т.д.).
Тогда бытовое волшебство женщины — в нормальном варианте невидимо
присутствующее во всем, что бы она не делала, принесет в союз ту мягкую
гармонию, которая позволит считать этот брак идеальным не только окружающим, но
и самим супругам.
5. Владыка недр — умирающая и воскресающая богиня растительности
(Плутон-Прозерпина). В этом союзе супруг играет роль трансформатора
существующей действительности, выступая против установленного порядка. Супруга
жертвует собой ради мужа и его задачи (так Персефона нисходит к Аиду в
подземный мир, Парвати сжигает себя ради Шивы). Яркий образ — жены декабристов,
а в советское время — супруга, следующая за мужем на целину, по распределению и
т.д. Но также это жена преступника или человека, отвергающего нормальную жизнь
и отвергаемого обществом: который, однако, может выступать катализатором
полезных перемен. В целом такая направленность союза нередко вызывает
неудовольствие родственников, которые препятствуют ему: недаром Плутон похищает
свою супругу вопреки воле её матери.
Здесь женское начало служит для мужского источником энергии (как Шакти для
Шивы). Богиня растительности нисходит в подземное царство, чтобы добыть из-под
земли новые ресурсы — и вынести их на поверхность. Её роль — задействовать их в
жизни, наладить новый жизненный процесс в тесной связи с прежним, ничего не
разрушив: и из грязи прошлого вырастить цветок будущего. Посвящая себя этой
своей задаче, она может на время "умереть" и для супруга, скрывшись от явного
ради тайного. Литературная трагедия этого архетипа — "Ромео и Джульетта": где
герой погибает, считая возлюбленную мёртвой в то время, как она жива. Она
обманывает ради него весь внешний мир — но он не должен обмануться: ведь их
истинная связь чисто внутренняя, по сравнению с которой всё внешнее — лишь
иллюзия и никакой роли не играет. Эта пара в любой ситуации должна верить
сердцу, а не глазам — не поддаваясь на провокации и ловушки, которые в изобилии
готовит ей мир: тот мир, с которым она несогласна.
Посвящая себя трансформации, эта пара ведёт способ существования,
неприемлемый для других, что может вести и к её временной изоляции. Но в идеале
то, против чего борются супруги, оказывается побеждено силой их любви —
страстной и нежной. И изменение, за которое они ратуют, становится возможным.
Конечно, здесь идеалы супруга, вынуждающего спутницу жизни идти на столкновение
с окружающими условиями, враждебными его устремлениям, должны быть достойны её
жертвенности. Иначе эти отношения в быту как нельзя лучше отражает поговорка:
"Муж как чемодан: тяжело нести и жалко бросить". В этом союзе для женщины
характерно желание спасти любимого. Для мужчины та же тенденция в наше время
нередко выливается в стремление духовно (интеллектуально, эмоционально)
воспитать возлюбленную.
Наиболее недопустимо в этом браке прямое психологическое давление друг на
друга. Оно всегда граничит со страстной любовью — но при таких отношениях,
предполагающих самое тесное взаимодействие, становится невыносимым.
Навязчивость и гнёт может разрушить этот брак, против которого и без того
ополчается окружающий мир. Сила страстей и плотность контакта этой пары таковы,
что ей никто не поможет, кроме самих супругов. Им следует полагаться только на
себя — и уважать друг друга.
6. Божественный кузнец и богиня красоты (античные Гефест и Афродита —
Вулкан и Венера: в гороскопе этой мифологической паре соответствуют сочетания
планет Хирон-Венера и Солнце-Венера). В этом союзе мужчина выступает культурным
созидателем (образ интеллигента), женщина украшает его жизнь природной
свежестью чувств. Она очаровывает его непредсказуемой силой и мощью естества —
которого лишен хромой Кузнец. Её привлекает его культурность и социальная
рафинированность (например, опереточная пара: князь-меценат, влюбленный в
актрису). Стремление мужчины — творить красоту и быть в ней. Женщина служит ему
источником жизненного вдохновения. Она может быть его музой и являть
недостижимый, неземной идеал. Таково отношение средневекового рыцаря к
прекрасной даме, или более современное понимание любви как главной ценности
жизни.
Здесь мужское противопоставлено женскому как культурное — природному. Эта
опппозиция ставит ребром вопрос столкновения естественных чувств и брака (как
искусственной социальной модели, в истории возникшей прежде любви и ещё её не
предполагающей). Такой паре требуется взаимная стимуляция любви и широта
культурной сферы, дающая приток чувств (супруг рисует, жена тянет его на
концерт). Поскольку это эмоционально восприимчивые люди, их легко уводят в
сторону соблазны: его — более тонкие вибрации, её — свежие чувства. Это очень
неустойчивый брак: неслучайно в мифологии Афродита изменяет Гефесту; жена
индийского законодателя Митры и невеста финского кузнеца Ильмаринена покидают
культурного творца ради более близкого к природе соперника. Так чувство
стремится выйти за рамки принятых в обществе моделей, и этот тип отношений
характеризует итальянская пословица: "Нет брака, где бы не был замешан чёрт".
Однако в мифологии Кузнец и сам имеет связь с нижним миром. Ему дана власть
повелевать стихии — и он использует природную струю чувств (ускользание
женского начала своей Анимы, если по Юнгу) ради создания более высоких образцов
поведения и шедевров красоты, пусть даже творимые им образы поначалу будут
утопиями. Магия кузнечного — и архетипически близкого к нему гончарного —
ремесла в том, что из частей можно сковать целое, а разбитое заново склеить.
Можно создать любимого таким, каким хочешь его видеть: как Ильмаринен сковал
себе деву из золота, а Пигмалион сделал из мрамора Галатею. Правда, потом
требуется ещё его оживить: но некоторое время можно жить и сказкой.
Задача такого союза — созидание культурных отношений и воплощение таких
моделей красоты, где изысканность не отрицала бы естества. И это — самый частый
сюжет современного кинематографа про любовь (можно вспомнить полные флирта
комедии "С легким паром" или "Служебный роман"). Этой паре в любой ситуации
следует опираться на красоту отношений: которая, архетипически — отражение
гармонии Космоса. Гармония между людьми формирует настрой на нужные ритмы жизни,
приближая исполнение желанного. Потому китайцы говорят: "В дружную семью
счастье приходит само". Этому союзу сопутствует удача и покровительство.
Общество опекает его, и он имеет несомненную выгоду от взаимодействия с
социумом.
7. Солнце и Луна. Эта древняя пара богов выражает идею дополнения мужского
и женского начал: инь и ян, образующих полноту бытия. В древнейшем варианте
этой пары Месяц обозначает мужской принцип изменчивости, Солнце — женский
принцип постоянства. Позднее это гармония внешнего, явного (солнечного
мужского) и внутреннего, скрытого (лунного женского) мира.
Архетипически светила символизируют самостоятельные, самоценные объекты, и
их союз выражает идею единства прежде независимых начал. Эту идею создания
некоей новой, более высокой, целостности из двух самостоятельных компонентов
выражал в средневековье образ алхимической свадьбы. Её символизирует церковный
брак. Смысл этого брака — в обретении гармонии и полноты совместного
существования, аналогичной мировой гармонии и полноте. Это единение и внешней,
и внутренней жизни в лоне цивилизации или под прикрытием божественного покрова.
Цель этого союза — то третье, что формируется в результате единства двоих: дом,
собственная семейная атмосфера, ребенок.
Героический солнечный архетип здесь устремляет добиваться более высокого
уровня существования: в материальном и в духовном плане, для себя и для детей.
Эта пара выглядит достойно: дом — полная чаша. Союз такого типа обычно
скрепляет как сила чувств, так и количество денег. Его тенденция — жить на
широкую ногу. Здесь даже уместен образ шаха и его гарема (или Аполлона,
окруженного музами). В нашем быту это наиболее "нормальный" брак и идеал брака
"новых русских". Всё лучшее отдается детям, которые являются гордостью и лицом
семьи. Поставить их на ноги (дать образование, послать за границу) — важнейшая
задача семьи. Эта пестующая ситуация — хорошая почва для становления личности.
Тут дети материально не пострадают даже при разводе — который, к несчастью, для
такой пары вполне типичен.
Негатив, который возникает в этом союзе,— чрезмерная самодостаточность
семьи. Это архетип, противоположный паре Уран-Сатурн: он не ставит себе слишком
экстремальных и возвышенных задач, что его ограничивает. Если замыкание на
своих ценностях заходит далеко, семейная гармония перестает соответствовать
мировой — и тогда супругов подстерегают перемены (или одного из них, поскольку
они действуют в этом браке сами по себе). Это хорошо иллюстрируют мифы о
затмениях Солнца и Луны: так демон Раху, голова и хвост которого символизируют
ось затмений, периодически глотает светила, попавшиеся ему на пути. Нехватка
лунного принципа изменчивости в этом союзе непременно даёт о себе знать,
разрушая застывшую целостность неприятными жизненными событиями.
Тут уместно вспомнить и славянский миф об измене Месяца Солнцу с Утренней
звездой, за что громовержец разрубает его на две половинки. Здесь речь не идет
о любовном флирте, характерном для предыдущей пары,— но это вполне может быть
внезапная страсть, переворачивающая мир с ног на голову — и удаляющаяся, как
только исполнила свою миссию: разбить ложную защитную скорлупу, чтобы перевести
отношения на должный уровень соответствия миру и истинным идеалам супругов.
Фатальность таких происшествий компенсирует психологическое (духовное)
понимание происходящего. Здесь остро встает проблема того, чтобы внутренние
тенденции осознавались и внешнее благополучие не шло им в ущерб. Незаметное
богатство внутреннего, лунного мира столь же значимо, как и видимый блеск жизни
Солнца. Нельзя идти на поводу у материи, не замечая второго плана реальности:
канвы стремлений своей души. Она удовлетворяет духовные потребности порой
странными путями: и опрокинет золотую карету, если её владелец упорно не даёт
ей погулять босиком в тёмном лесу тех сфер, куда её необъяснимо влечёт. Ибо
интуитивные стремления души всегда чисты — а жизнь лишь откликается на её
призывы: подстраивая ситуацию так, чтобы она имела шанс стремится, к чему хочет,
и порой разрушая дотла физическое благополучие, чтобы высвободить дух.
8. Громовержец и Звезда-заря — царь и царица мира (Венера-Юпитер). Это
образ сопоставления двух самых ярких явлений природы: грозы — и зари. В древних
мифах эти стихийные силы сталкиваются друг с другом: так индийский громовик
Индра разбивает колесницу Зари-Ушас. В более новых — заключают брак, как
армянский бог грозы Вахагн и звездочка Астхик. Этот архетип описывает
взаимодействие сильнейшего мужского и сильнейшего женского образа мифологии,
предстающих правителями мира: царем и царицей богов. Они воплощают силы любви и
власти: которые через борьбу вступают в активное содружество (в отличие от
статичной гармонии Солнца и Луны). Так Макошь сражается с Перуном, прежде чем
стать его женой.
Это может быть союз двух людей, уже оцененных миром: где муж имеет
авторитет, а женщина сильна в сфере чувства (например, брак крупного
предпринимателя и эстрадной звезды). Они оба имеют багаж до брака: отчего и
возникает их столкновение (с которого отношения могут начаться — как в фильме
"Девчата" или песне об одесской рыбачке Соне, заявляющей моряку-Косте: "Все вас
знают, а я так вижу в первый раз"). Поскольку они оба — личности, это яркий
союз, с хорошей долей экспансии. Они не хотят останавливаться на достигнутом:
иначе бы не искали партнеров, превосходящих их по силе.
В отличие от идеального брака царя богов и его традиционной супруги,
главный акцент здесь ставится на доказательстве силы женского, природного
начала любви. Архетипический образ Звезды-зари — Кармен или героиня пушкинских
"Цыган". Несмотря на откровенную борьбу мужского и женского начал — а может,
благодаря ей, обычно это счастливый и прочный союз, основанный на природной
силе чувства. Но он обязательно предполагает развитие любви — чтобы приевшееся
благоденствие не привело к её утрате, по португальской пословице: "любовь как
луна: если не прибывает, то убывает"— как это вышло у упомянутых литературных
героинь. И это вызвало страшный гнев мужских персонажей: сразу уподобившихся
ужасному богу грозы, громом и молнией доказующему свою власть. Громовержец
рассматривает объект своего чувства как часть мира, которым он призван овладеть
и распоряжаться: это существенный аспект данного отношения — откуда и ревность.
Столь частый в литературе образ убийства любимой женщины (уместно вспомнить
также Отелло и Дездемону) типичен с точки зрения психологии бессознательного.
Он не сводится к ревности и мужской агрессии. Грозный муж в роли громовержца
диктует спутнице волю быть звездой его любви: которая архетипически обязана
быть вечной — и за это отвечает жена. Стереотип таков, что действия женщины
должны быть эмоционально убедительны в глазах мужчины. Сила чувства должна не
уступать силе власти или идейным принципам морали (за которые тоже отвечает
архетип Юпитера, и конфликт с общественной моралью, приводящий к гибели любви —
и вместе с ней её носительницы, мы находим в "Анне Карениной"). Любовь не
должна быть слаба. Иначе мужская энергия сильнейшего из богов, недаром дарующая
ему исключительную власть над миром, в своем ярчайшем проявлении испепелит её:
как молнии Зевса убили Семелу, попросившую бога грозы предстать в его истинном
облике. Правда, она успела родить Диониса — бога экстаза и мистерий вечного
возрождения жизни и любви.
Такой брак воплощает счастье, но не данное свыше, а заслуженное и
созидаемое своими руками, которое люди наиболее ценят и могут
продемонстрировать другим, подав им пример. К этому отношению может выйти и
пара Юпитер-Юнона, если женщина займет активную позицию в любви (а не в делах),
и ярко проявит достоинства, которых нет у её мужа — и которые приобретут
объективную ценность не только в кругу её семьи. Этот брак ярко описывают
сказки, где героиня завоевывает право стать супругой царя (или принца: будущего
царя) своим умом и другими качествами — нередко непосредственно не связанными с
любовью, и тем не менее будящими в партнере ответное чувство тогда, когда он
видит её превосходство. Он сознательно стремится овладеть тем её достоянием,
которого у него нет. Про такой брак говорят: "Жена — мужу корона".
Развиваясь, любовь завоевывает мир. И тот, кто любит, укрепляет любимого в
его позициях. Их любовь становится становится самоценной, и естественность
чувств легко побеждает консерватизм прежнего мироустройства. Характерно, что
вразрез с прежними традициями шла страсть солдата Хосе и пушкинского дворянина
к цыганке; нестандартный брак мавра Отелло с белокурой Дездемоной, недаром
вызывавший зависть окружающих; и счастье Анны Карениной, не посчитавшееся с
условностями света. Этот союз предлагает новые представления о любви — и новые
мифы о счастье. Цель его борьбы — перемена общественного мировоззрения, к
которой жизнь уже готова. Любовь этой пары вносит в жизнь и повседневный
здравый смысл свежую струю чувства. Рождая отклик в мире, чувство дарит от
избытка — и окружающая ситуация посылает ей изобилие и процветание.
В истории мифологии развитие любви вершит преображением независимой и
страстной воинственной красавицы (германской Фрейи или египетской Изиды), в
верную супругу и нежную мать.— Понятно, что детей такой паре лучше заводить
позже, когда её архетипический конфликт будет решён наверняка. Хотя и забота о
детях — та сфера, где женщина может доказывать превосходство любви над силой.
Тогда она воспитает их борцами и передаст свою страстность.
9. Божественные близнецы или культурные герои (Меркурий-Церера: китайские
Фу-си и Нюй-ва, шумерские Набу и Нисаба). Мифологический архетип божественных
близнецов основывает мир на пустом месте, как первые люди Фу-си и Нюй-ва, или
Адам и Ева, которые селятся там, где прежде не было жизни. Они сами, на свой
страх и риск, налаживают быт, нарушая запреты прежнего бытия, чтобы расчистить
место новому, более уместному в данный момент, своевременному и современному
образу жизни. Это определяет новаторскую роль этого союза: он творит свой мир.
Его задача — постоянный поиск и гибкое функционирование в потоке жизни,
осуществляющее связь разных сфер. Для пары такого типа важной будет языковая
коммуникация и диалог, динамичность совместной жизни и общие дела. Мужчина
здесь исполняет роль экспериментатора и постановщика нетривиальных задач,
женщина служит его помощницей в повседневной практике и динамике общественных
взаимодействий. Так писцовому искусству Набу обучается богиня земледелия Нисаба,
что помогает ей заведовать хозяйством.
Это типичная пара из американского боевика, где союз рождает совместный
интерес и действие в связаных отношениях (детектив и журналистка, ведущие
параллельное расследование). Их защищает их цивилизованность и ум, и выручает
смекалка. Для этой пары характерна минимальная грань между семьей и работой,
смешение делового и увеселительного времяпровождения. В быту — это, скажем,
пара челноков или коммерческий директор и его заметительница в мелкой фирме.
Характерный брак такого типа — студенческая пара, неукорененная, переезжающая с
квартиры на квартиру и открытая для перемен.
Это брак на интересе, которому требуется обновление, увлечения, хобби.
Здесь Меркурий ищет информацию, а Церера помогает, чтобы интерес был не
бестолковый, а носил практический смысл. Супруги часто меняются ролями: как
близнецы, узнавая себя в другом. Они функционально заменяемы. Их увлечения и
дела могут быть и разными, но погружения в глубину себя эта пара не терпит.
Негатив этого союза — в уходе от корней (разрыв с родителями или высокими
традициями человеческих отношений, наработанными веками). Это даёт легкость и
поверхностность взаимодействия — и может вести к слишком легкой смене партнеров.
Эту пару нередко отличает отсутствие авторитетов и достаточно критичное
отношение к миру. Столь деловым и беспокойным людям опасно надолго оставаться в
кругу своей семьи. Если они будут направлять свою неугомонную ментальную
энергию друг на друга, их дом превратится в мастерскую по преобразованию
отношений. Как говорят белорусы: "Две пилы в хате: одной сам пилю, другая меня
пилит". Язык и интеллект может сыграть не на руку этой паре: и ей лучше
избегать ссор.
Связь такого типа наиболее хороша для молодоженов. С годами супругам
становится непросто поддерживать тонус: и в наших условиях тяжелее, чем на
деловом Западе, где и на пенсии люди много путешествуют, посещают клубы по
интересам и т.д. В нашей ситуации, когда с возрастом уменьшается энергия и
возможности для действия, может возникать информационный голод и кризис
неудовлетворенности. Обычно с возрастом происходит перенос своих устремлений на
детей: таким супругам не лень бегать с ними по кружкам или ходить в семейные
группы здоровья. Они много общаются, расширяя свою семью до семейного клуба и
школы, и сам их дом напоминает проходной двор или ДК: постоянно звонит телефон,
и вечно кого-то нет дома. Детям в такой семье неплохо, особенно мальчикам (для
девочек маловато стабильности).
10. Воитель и богиня любви (Марс-Венера: Арес и Афродита). Это образ
любовников, сохраняющих молодость до гроба. Здесь мужское и женское начало
выступают самоценными: супруги уважают друг в друге мужчину и женщину. Чувство
и желание составляет основное содержание этого союза. На ум приходит
профанический образ из современной песни: "Я девочка по имени "Хочу", нужен
мальчик мне по имени "Могу".
Образ юности здесь неслучаен: марсианский архетип воли — это самый поздний
архетип, которые всё ещё находится в стадии становления. Поэтому в мифологии мы
находим такие образы, как Кибела и Аттис, где мужское, организующее начало воли
выглядит слабым перед природной силой любви и желания. На средневековой картине
Арес изображается в цепях, надетых на него Афродитой. Любовь значит всё и может
погубить мужское волевое начало, как Кибела Аттиса — или как чувство губит
стендалевских героев "Красного и чёрного". Но она всё может и несет в себе
рождающее начало вечной жизни: так Астарта воскрешает Эшмуна. Здесь в силу
вступает итальянская поговорка: "хорошая жена делает хорошим мужа".
Во взаимодействии этих архетипов акцент ставится на развитии мужской воли к
движению вперед: таков внутренний смысл этого союза. Марс призывает новое и
гибнет, отдавая всего себя новому импульсу жизни. Жизнь развивается и
расцветает: разрушительность мужского начала питает созидательность женского. И
в негативе это может быть мужчина, вкалывающий ради женщины до изнеможения. Но
в позитиве этот союз отличает сохранение верности идеалам юности: ведь он может
постоянно поддерживать свою страсть, всякий раз рождая её заново. Правда,
внешне это часто провоцирует конфликты, по пословице: "бьёт, значит, любит".
Любовь может чередоваться с ненавистью. Для такой пары характерна ревность до
седых волос, и даже развод — за которым как правило следует повторный брак. Как
говорится, "милые дерутся — только тешатся". В отличие от ужасной борьбы
громовержца с богиней любви, столкновения здесь вполне безопасны (и именно
потому, что здесь изначально сильнее женское, созидающее начало, а там —
мужское, разрушительное. Даже стендалевский герой хоть и хотел убить свою
возлюбленную, но не вышло — волею случая, который подчеркивает архетипичность
сюжета).
В этом союзе эмоциональная жизнь бьёт через край: муж и жена могут начать
выяснять свои отношения в компании, откровенно стимулируя романтизм и
сексуальность друг друга — как и своего окружения. У окружающих это обычно
вызывает позитивную реакцию: покровительственной улыбки старших над младшими —
которые, однако, ещё способны на что-то, что уже не по плечу другим, более
степенным парам. В распределении ролей по принципу: лидер, герой, шут — такому
союзу свойственен героический архетип. Неиссякаемая энергия побуждает этих
супругов ходить в походы, брать на себя нелегкие предприятия и двигать горы.
Секрет их совместной пробивной силы отражает пословица: "У любящих супругов две
души — но единая воля".
11. Эпические герои (Марс-Луна). Мифология развивается, и древние
хтонические образы переходят в культурные, а затем эпические: где большую роль
приобретают герои, раскрывая пафос не только божественного, но и человеческого
начала. Развитием архетипического отношения Плутон-Прозерпина становится
поздний сказочный образ героя, спасающего героиню от власти сил зла и смерти.
Таков индийский герой Рама, побеждающий демона Равану, похитившего Ситу,— или
Иванушка, вызволяющий Василису из царства Кощея. Или герои пушкинской поэмы
"Руслан и Людмила". Здесь явленная воля Марса замещает скрытую силу Плутона —
подземный мир Плутона встаёт в оппозицию к ней, но оказывается побеждён.
Обратим внимание, что одолевая тёмные силы, герой не только берёт в жёны
героиню — он спасает весь мир.
Этот сюжет нехарактерен для древней мифологии, но близок нашему пониманию:
он знаком нам с детства из сказок, как бессознательный идеал и душевный
ориентир супружества. В этом союзе остается жертва женщины (как в отношении 5)
и борьба мужчины (как в отношении 10), но и то, и другое временно и имеет
счастливый конец. Женское, эмоциональное начало не приобретает самодовлеющего
характера, как в паре Астарта-Эшмун. Но и мужское героическое начало (духовное
и трансформирующее) не получает абсолютной власти над женским, душевным и
телесным, как в паре Шива-Парвати, а лишь помогает ему. По сравнению с более
древними архетипами (пара 5), безличная энергия трансформации Плутона и жертвы
Прозерпины здесь носит не глобальные, а конкретные, индивидуальные черты.
Преобразование Плутона и Прозерпины происходит по законам природы (и
общества) — в героическом эпосе законы устанавливает сам человек. Герой
становится свободен от всякого предопределения — и потому непременно побеждает.
Характерно, что со злом здесь одновременно сражаются оба персонажа: если
мужское начало превозмогает его на земле (в социальной или духовной сфере),
женское — в подземном мире (в семейной или внутри своей души). Женский образ
Прозерпины, периодически умирающей и воскресающей, сменяет немеркнущая чистота
и независимость Луны, никогда не теряющей себя в подземном царстве Кощея и не
уступающей властителю мира тьмы Раване. Так более старый женский архетип
замещается более новым: и сегодня показателем этого союза в гороскопе может
служить синастрическая связка Марс-Луна. Как мы упоминали, Луна символизирует
вечно женственное начало и индивидуальность души.
Такой союз предполагает развитие и рост обоих супругов: и женского, и
мужского начал — оттого этому архетипу уделяет наибольшее внимание психология.
Западные психоаналитики используют образ души-Психеи, теряющей и обретающей
вновь любовь-Амура (интересно, что внешнюю борьбу ведёт женское начало Психеи,
а Амур ей помогает, не теряя самостоятельной внутренней позиции в царстве своей
матери). Заметим, что Амур и Психея предстают перед нами совсем детьми: архетип
начал развиваться совсем недавно (не более, чем две с половиной тысячи лет
назад!). В сказках последних веков как муж может искать жену в волшебном
царстве, так и жена мужа, похищенного колдовскими силами: но первое отношение
изначально.
Это последнее, самое гибкое взаимодействие полов, которые оба переживают
символическую смерть и возрождение, мы можем найти в юношеской влюбленности.
Или первой любви, которая умирает, чтобы потом воскреснуть в чистом чувстве
всеобщей любви к людям: знаменующем нравственную победу над всеми внутренними
преградами и проблемами. И даже когда она возвращается в семьи давно женатых
людей, она воспроизводит изначальный архетип жертвы женщины и борьбы мужчины —
ради спасения мира. В высшем смысле это редкий союз духовных искателей (Шри
Ауробиндо и Мать Мира — интересна их символика: серп Месяца у Ауробиндо и
марсианский символ пятиконечной звезды у Миры). Таинством брака мы его обычно
не считаем, поскольку скрытая сексуальность, дарующая плодородие (Плутон),
полностью замещается явным марсианским огнем воли: разрывающем границы своей
обособленности, общечеловеческим и отождествляющим человека с другими людьми.
Как брак двоих, такой союз смыкается с первым безличным и бессознательным
отношением прародителей.
Поскольку все архетипы есть в любом человеке, эту классификацию можно
рассмотривать и как разные типы супружеских ролей в одной семье. Здесь можно
добавить, что в любом человеке есть и мужское, и женское начало. И в
современном мире, в отличие от древнего, отношения перепутались настолько, что
женщина может играть в союзе мужскую роль, а мужчина — женскую. Конечно,
природа берёт своё: женщине в браке естественно быть женщиной, а мужчине —
мужчиной. Поэтому здесь мы рассмотрели типологию божественных союзов в её
архетипической чистоте. Но читатель может попробовать найти свою роль рядом с
партнером и среди мужских, и среди женских образов.
Например, в перевернутой паре Юпитер-Юнона женщина играет ведущую
социальную роль депутата Госдумы — а мужчина отвечает за ласковую гармонию их
отношений и мир в семье, бытовое волшебство домашнего хозяйства, тонко понимает
нежный внутренний мир детей и т.д. Или, в паре Юпитер-Венера грозная жена
готова убить мужа за то, что тот к ней охладел; и тот настолько преображается в
лучшую сторону, что его не узнать. К сожалению, "перевернутые" отношения обычно
сложно представить идеальными: они вопринимаются скорее комично — ведь надо
признаться, что женщина обычно не достигает мужской силы и широты, а мужчина —
женской чуткости и естественности. А задача архетипического подхода — в
обыденном увидеть высокое: что мы и предлагаем сделать читателю.
ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Перечислим теперь те типичные мифологические сюжеты, которые имеют
отношение к проблемам родителей и детей. Образы связи поколений очерчивает
прежде всего сама история развития мифологии. С течением времени богов одного
типа сменяют другие: наследуя их функции и порой перенимая их главенствующую
роль. Эта линия преемственности типична для разных мифологий.2 Она проецируется
в нашей жизни на разные типы отношений родителей и детей — которые составляют
частный случай этой архетипической передачи ролей. Например, всем известный
конфликт "отцов" и "детей", отраженный уже в столкновении Зевса с Кроносом и
титанами,— это один из типов взаимодействия старшего и младшего поколений.
При этом, как семейная жизнь богов не сводится к противостоянию полов, так
и взаимодействие поколений не ограничивается их конфронтацией. Бытовое
мировоззрение склонно сводить все типы отношений к этому двоичному
противопоставлению — однако это неверный и непродуктивный подход, если мы хотим
достичь психологической и философской глубины понимания вопроса. Архетипические
сюжеты показывают, что видов отношений много, и каждый имеет лишь ему
свойственные преимущества и проблемы.
Взаимодействие родителей и детей развивают тему брака, рассмотренную выше.
Однако способ передачи функций по эстафете от старших к младшим являет
самостоятельное отношение. Поэтому хотя архетип семьи в некоторой степени
предопределяет взаимодействие с детьми, он не всегда связан с теми же планетами,
что и архетип наследования жизненной роли. Например, если супруги связаны
между собой бессознательной и безличной нептунианской любовью, это вовсе не
значит, что они столь же бессознательно относятся к ребёнку. И наоборот: у
супругов между собой могут быть яркие и проявленные отношения последних
архетипов любви, а ребёнок может быть связан с ними лишь безлично-природным
отношением ("растёт как трава").
Определить архетип взаимодействия через гороскоп поможет карта синастрии
родителя и ребенка, или совместимость карты брака с гороскопом ребёнка. Даже
если гороскоп ребёнка похож на карту брака (что типично и отражает общую
направленность семьи), при их пересечении могут обнаружиться некие новые
моменты отношений. Также влияние могут оказать бесспорно сильные и несомненно
проблемные черты родителей и их детей, если проблемы одного из членов семьи
вынуждены решать все её члены (например, вся семья психологически живёт по
ритму работы отца).
1. Море рождает жизнь (Нептун-Уран): как греческий Океан, или шумерские
прародители Тиамат и Апсу. Море остается за её гранью, будучи лишь её истоком.
Это наиболее всеобщий образ матери, жертвующей собой ради детей. Родители
растворяются в детях, предоставляя им всё необходимое для существования. Это
может быть просто питание и энергия, а может быть и удовлетворение более
сложных потребностей — но ориентиром служат желания ребёнка (а не родителей: их
отношение к нему неоформлено, они от него ничего не хотят и потому ничего не
требуют). Здесь подспудно правит девиз: ребёнок всегда прав.
Это отношение бессознательной заботы содержит в себе много любви — внешне
незаметной, но ребёнок её хорошо чувствует (и она служит лучшей питательной
средой для развития его глубинных талантов и способностей). Оно обращает на
себя внимание, лишь если проявляется его негатив: дети растут, не получая
должного воспитания. Они через край проявляют свою природу — но даже их лучшие
качества, будучи неоформлены и неадаптированы к социуму, выглядят как
недостатки. Рёбенок более, чем взрослый, обладает природной полнотой бытия,
радуя этим родителей. Однако нельзя полагаться лишь на его натуру: так как
умение находить своим задаткам применение во внеприродном, искусственном мире
социума в нём не заложено. Поскольку ребёнка вовремя не научили согласовывать
свой характер с общественными нормами, это затрудняет позитивное развитие его
способностей. И в крайнем случае даёт тяготение к хаотическим сферам Нептуна:
преступности, наркомании, антиобщественному религиозному сектанству и т.д.
Когда мать слишком долго или слишком сильно заботится о детях, безмерно
даря им лишь бессознательную любовь — без воспитания сознательных ограничений,
это имеет тот же антисоциальный эффект. Всепрощение и всеприятие Нептуна
рождает анархию Урана. Одну из негативных сторон такого отношения раскрывает
поговорка: "Водила за ручку, получила белоручку". Когда ребёнок выходит из-под
опеки матери, отсутствие навыков, полезных другим, может опустить его на дно
жизни.
2. Царь богов побеждает власть Хаоса: Мардук создает свой мир из тела
Тиамат (Нептун-Юпитер). Этот архетипический сюжет символизирует становление
мировоззрения и расширение взгляда на мир (завоевывание разумом новых рубежей).
Его можно трактовать в русле психологической проблематики, когда изначальное
рождающее — материнское — начало осознается ребёнком как хаотическое. Это
рождает описанные в современной психологии страхи детей перед родителями (когда
те предстают в образе страшных зверей или волшебников). Эти переживания
происходят оттого, что чем более в ребёнке развивается разум, тем более он
стремится откреститься от младенческого существования в утробе матери. Ребёнок
преодолевает бессознательную связь с материнским лоном как ужас изначальной
пучины. Он стремится утвердить себя, формируя ясное и простое,
абстрактно-мужское видение мира, чтобы опереться на него (оттого здесь более
характерна пара мать-сын, и психология обычно ставит акцент на страхах сына
перед матерью).
От бессознательной связи с родителями ребенок переходит к осознанным,
юпитерианским, традициям социального поведения. Лишь тогда кончается его
пугающая связь с иррациональным, нептунианским, бытием младенца. И только когда
он способен сам осмыслить мир, становится действительно ясен его характер и
жизненная роль. Как учит финская мудрость: "Хвали погоду вечером, а сына —
когда борода вырастет".
В более старшем возрасте этот архетип обозначает внутренний конфликт, когда
ребёнок не находит смысла в образе жизни родителей. Последний представляется
ему существованием, лишенным какой-либо идеи или направленности (она может и
есть, но родители не определили её для ребёнка убедительным образом). Жизнь
родителей вызывает у ребёнка всё тот же скрытый ужас перед бессознательностью:
что угодно, только не это! И формируя своё мировоззрение, он сам определяет
смысл и направление своего пути. По форме оно может поначалу не отличаться от
образа жизни родителей, но ребенок при этом наделяет его некоей большей
перспективой (чем, скажем, просто зарабатывание на жизнь). Это, с одной стороны,
сужает его путь, концентрируя на цели (не всё равно, где зарабатывать). С
другой — дает возможность выйти к тем сферам, куда не были вхожи родители.
От старшего поколения младшее при этом отстраняется: идея формирует
дистанцию и ценится больше родительской любви. Концепция жизни ребёнка
соответствует его социальной нише и впоследствии может не совпасть с
родительской. (Например, дети покидают деревню и уезжают в город: где усваивают
иные ценности.) Родители подспудно таят недовольство или выражают обиду на
детей ("больно зазнаются"): в этом отношении рождающее море Посейдона подымает
бури против царя общества Зевса. Но уважают, так как ребёнок лучше адаптируется
к общественным ценностям культуры и с их позиции ведёт более достойный образ
жизни, чем они сами. В этом смысле Юпитер более прав, чем Нептун, и успокаивает
его мятеж.
3. Праотец уходит на покой (Уран-Сатурн): римский демиург и бог неба Янус
делит власть с богом земли Сатурном. Взаимодействие этих архетипов описывает и
самый известный греческий миф, где Кронос оскопляет Урана, отстраняя его от
дальнейшего творчества — но чаще в мифологии это мирная смена власти. Старшие
уступают дорогу молодым, передавая им свои функции и опыт. Как боги-творцы, они
оставляют следующему поколению уже обустроенную жизнь. Этот архетип отражает
абхазская поговорка: "Дерево держится корнями, человек — родственниками".
Жизненное содержание родителей становится смыслом жизни их детей. В
психологическом смысле здесь можно вспомнить архетип "мудрого старца",
описанный у Юнга.
Родители учат детей полезным навыкам — правда, следует отметить, что
главную роль в воспитании играет личный пример. Старшее поколение
непосредственно передаёт младшему прежде всего те способности, которыми владеет
само. Как говорят на Кавказе: "Вор на воровке женился — грабитель родился".
И в этом смысле старшие несут ответственность за младших — "за плохого сына
бранят отца". Это консервативное отношение, где дети опираются на родителей и
советуются с ними до старости. Оно более характерно для прежних веков — а в
наши дни возможно, когда родители действительно профессионалы в своем деле
(образ "рабочей династии" или династии учёных). Оно несомненно позитивно, когда
они и вправду мудры. Иначе это создаёт младшему поколению узость его взгляда на
мир — преодолимую с трудом, поскольку она авторитетна. И здесь может всплыть и
греческий сюжет об оскоплении Урана: убедившись в недееспособности идей предков
или их самих, ребёнок своевременно перехватывает инициативу и отстраняет их от
дел, не дожидаясь, покуда они сами уйдут на покой (как это происходит в мифах,
где доминирует изначальная, природная мудрость предков).
4. Громовержец возвышается перед прежними богами (Сатурн-Юпитер): Зевс
выводит братьев и сестер из утробы Кроноса. Новое поколение преодолевает
консерватизм и узость прежних традиций. Это отношение чаще всего возникает в те
времена, когда смысл жизни прежнего поколения, за который оно боролось и к
которому относится максимально сознательно, устарел. Само время вынуждает детей
искать иные пути, не оставляя прежней ниши для реализации. Оно трансформирует
общественное мировоззрение и расширяет возможности действия. Новые идеи при
этом сталкиваются с прежними.
Это конфликт "отцов" и "детей" в собственном смысле слова: идеологический
конфликт поколений. Он хорошо знаком нам из классики и благодаря "перестройке".
(Можно представить "нового русского", родители которого — типичные
представители прежнего среднего класса: скажем, бывшие работники НИИ.) Но,
конечно, это может быть и вполне личный конфликт человека с родителями, если он
уже видит перед собой более широкую перспективу, а родители всё ещё упрямо
придерживаются семейных (национальных, профессиональных) ценностей и не хотят
уступать новому варианту социальной реализации ребёнка или его брачных
отношений.
В этом столкновении ответственность с родителей переносится на ребёнка:
отвергая путь предков, он должен найти и предложить более достойную дорогу (а
не более лёгкую: и порядочным родителям-инженерам не может нравиться, если их
сын — лавочник и занимается тем, что они раньше называли спекуляцией).
Архетипически неизбежный здесь конфликт поколений помогает человеку сознательно
отнестись к избираемому пути, чтобы не допустить общественного регресса. Здесь
уместна венгерская пословица: "Лучше, если плачет ребёнок, а не родители". Он
должен быть лучше, а не хуже их. Этого и требуют от него родители, критикуя его
взгляды и дела.
Эта критика, лично неприятная, крайне полезна обществу в целом. И когда
голоса "отцов" не слышно и мнение старшего поколения не учитывается (как это
происходит в наши дни по политическим причинам: архетипа Плутона, воюющего с
архетипом Юпитера), следует ожидать деградации младшего поколения (типичный
образ "нового русского" в анекдоте). А также юпитерианской системы социального
обеспечения и общественного мировоззрения. Что же касается внуков — низкий
уровень Юпитера влечёт за собой следующий архетипический конфликт: его
свержение с трона воином-Марсом (см. отношение 10). Тех, кто сдаёт нравственные
позиции отцов, отвергают их дети: и это наиболее драматическое отношение
поколений, в котором Фрейд видел подсознательный образ убийства отца сыном — и
который в его время неслучайно был характерен для Запада.
5. Кузнец выковывает оружие победы громовержца: Гефест куёт перуны Зевса,
помогая ему одолеть титанов; или ближневосточный кузнец Кусар-и-Хусас — палицы
Балу, прогоняющие бога смерти (Юпитер-Хирон). Дети выступают как помощники,
воплощающие в жизни культурные модели родителей — или продолжающие их дело. Как
говорят индусы: "Шестнадцать лет сын, потом — товарищ". В этом отношении между
родителями и детьми царит гармония — по африканской пословице: "Дети —
украшение супругов". Помогая родителям в молодости, они обеспечивают их и в
старости.
Это — идеал древнего уклада жизни (который в Индии и Африке ещё сохранил
свою тысячелетнюю гармонию). С современной и западной точки зрения, здесь
недостаточно проявлена самостоятельная позиция ребёнка: в какой-то мере он
приносится в жертву семейным ценностям. Здесь можно вспомнить ущербность
(хромоту) божественного Кузнеца в мифах. Однако чем выше культурные ориентиры
родителей, тем он свободнее и более способен действовать на свой страх и риск.
В греческом мифе Гефест был хром потому, что Гера сбросила его с Олимпа:
как некрасивого ребёнка, за которого ей будет стыдно перед богами. Его
воспитала в глубине моря нимфа Эвринома, но Гефест вернулся на Олимп и занял
достойную позицию благодаря приобретенному мастерству. Этот сюжет создает образ
нелюбимого и с самого начала непохожего на родителей ребёнка. Они отстраняются
от него, считая его ущербным в том, что могут они,— и не видя других его
способностей, которые им сразу трудно оценить (образ "гадкого утёнка"). Но
приходит время, они понимают их пользу и начинают опираться на ребёнка. Сто раз
оценив то качество, которого прежде не замечали, они воздают ему по заслугам и
похвалами компенсируют упрёки. И ребёнок, которого они признали и полюбили, рад
быть им помощником: получая от них в зрелости ту близость, которой недополучил
в детстве.
Это также случай, когда ребёнка по каким-либо обстоятельствам воспитывает
бабушка, тётка или интернат. А потом обстоятельства меняются, позволяя ему
вернуться в семью: тогда началом родственной любви становятся отношения помощи
и заботы.
6. Солнце спорит с отцом богов (Солнце-Юпитер): сын Зевса Аполлон проявляет
непослушание; китайский солнечный бог Янь-ди борется с громовержцем Хуан-ди.
Дети доказывают свою независимость от родителей, выбирая самостоятельный путь
(другую профессию, образ жизни, веру). Этот архетип характерен для начала
зрелости: когда появляется собственный заработок, желание создать свою семью и
т.д. Родители же не одобряют (не поддерживают) выбор ребенка, и он вынужден
отвергнуть их покровительство, чтобы опереться на себя самого.
В отличие от конфликта "отцов" и "детей" здесь акцент ставится не на
проявлении тенденций поколения, но на доказательстве индивидуальных
способностей человека. У его родителей запросто может их не быть (ибо, как
замечают кавказцы, "не всегда дочь походит на мать, а сын — на отца"): отчего и
они и не понимают желаний своего чада, которые кажется им неоправданными.
Представьте: вместо их широкой, надежной и проверенной колеи, ребёнок выбирает
узко-личную, нехоженную тропинку! Общественное мнение здесь полностью
поддерживает родителей: так он не скоро добьётся успеха, благополучия и
социального положения, которого заслуживал бы, если бы жил, как все.
Поддерживая статус кво, общество не торопится признавать заслуги
индивидуальности: а вдруг она предлагает что-то сомнительное? Даже если что-то
хорошо для одного, это ещё не значит, что оно приемлимо для всех.
Этот архетипический конфликт смягчен, когда родители с самого начала
уважают выбор детей, их личность и право на собственную жизнь, и относятся к
ним как к равным. Даже африканцы говорят: "Уважай ребёнка, и он будет уважать
тебя". Борьба оканчивается взаимным признанием, когда ребёнку удается доказать
свои способности, и окружающие начинают их оценивать — к чему в конце концов
присоединяются и родители. Независимость солнечного архетипа здесь ведёт к
развитию талантов и превращению человека в яркую, даже героическую личность. И
тогда вступает в силу пословица: "Слава сына — отцу отрада".
7. Мир иной похищает детей матери-Земли — но они возвращаются
(Церера-Луна): Плутон крадет Персефону, дочь земли-Деметры; подобно этому
умирает и возрождается сын египетской богини урожая Рененутет — колос-Непери.
Это отношение Юнг рассматривает в ключе психологической проблематики, которая
возникает, когда мать не хочет расставаться с дочерью, отдавая её замуж. Или
удерживает сына, не пуская его во взрослый мир — но мир берет своё.
Этот архетип обычно относится к тем сферам, в которых дети слишком тесно
связаны с родителями — и отделяются от них лишь под давлением внешних
обстоятельств. Как правило, они не осознают своей несамостоятельности, как и
родители — силы своей привязанности: отчего и возникает необходимость её
разорвать — и конфликт расставания. Здесь основная задача — сделать отношения
сознательными. В древности этой цели сопутствовал ритуальный плач, когда
девушку отдавали замуж. Сейчас же — чем более разумным будет поведение, чем
более контролируемыми — движения души, тем меньше будет пролито слёз.
Этот архетип описывает изменение характера человека (перерождение души) при
вступлении в новую жизненную роль, когда родители на время теряют из вида своих
детей ("их стало просто не узнать!"), а тем становится не до родителей. Они
разрывают связь с семьей и образом жизни родителей и находят другие источники
существования. Как говорят болгары, "женатый сын — только сосед"; или испанцы:
"замужняя дочь — потерянная дочь".
Однако известно, что впоследствии всегда происходит некий возврат к прежним
семейным стереотипам (дочь становится похожа на мать, сын — на отца). Это
подмечает афиканская пословица: "женатых детей родители потом снова зовут
детьми". И тогда может быть разыгран психологический сценарий "возвращения
блудного сына". При этом нормально, когда ребёнок возобновляет прежний
эмоциональный контакт с родителями на некоей уже новой почве. Он подтверждает
их авторитет и принимает их помощь (например, в воспитании внуков), но не
сходит с избранного пути. Куда хуже, если он возвращается в семью родителей из
своей собственной жизни, расписываясь в слабости перед миром и
несостоятельности перед старшим поколением.
И хуже всего, когда сами родители (обычно, мать), не силах дождаться
психологического "возвращения" ребёнка и возобновления душевной связи с ним,
оказывают на него давление и отрывают от нового социального призвания или от
новой семьи, устраивая развод. Этим они прерывают нить преемственности
поколений — и убедить их в бессознательном эгоизме таких действий может лишь
психологическая помощь извне. С другой стороны, если ребёнок будет
самостоятелен, ничто не сможет его насильно вернуть из его жизни обратно в
родительский дом. И чем быстрее он обретёт независимость, тем легче он сможет
сам периодически возвращаться к ним, как Персефона к Деметре,— к полному
удовлетворению родителей и не теряя своей новой жизненной роли.
8. Мать рождает дочь — покровительницу материнства (Луна-Венера): русская
Лада — Лелю; греческая Лето — богиню Луны Артемиду: которая, едва родившись,
помогла матери принять роды брата. Дочь снова может родить дочь: так
поддерживается преемственность жизни. Этот архетип связан не только с природным
существованием рода людей, но и непрерывностью его эмоциональных традиций.
Образ обновления Луны, рождающей новый маленький Месяц, символизирует не только
вечность жизни, но и бессмертие души. И этот архетипический сюжет рисует образ
передачи по цепочке душевной жизни старшего поколения. Импульс, полученный от
матери (родителей), становится основой рождения и воспитания собственной дочери
(детей). Все тёплые слова и нежные жесты, песенки и сказки, умение оживлять
написанное в книгах и открывать огромность мира, воспитывать интерес к обучению
и навыки домашних дел, все игры и праздничные застолья, воспринятые от
поколения отцов, плавно переходят поколению внуков.
Проблемы возникают, если дети недополучили материнской заботы и
родительской любви. Ибо, как говорят в Индии: "ребенок без матери — как цветок
без дождя", "и тысяча тёток родной матери не заменят". Нехватка семейного тепла
впоследствии рождает у человека неудовлетворение от жизни, нежелание иметь
собственных детей или неумение с ними обращаться. Семейные традиции прерываются.
Эмоциональный импульс прошлого: который архетипически должен быть вечным, как
вечна жизнь,— сходит на нет. В крайнем случае это дает нежелание жить.
Для таких людей, которым не передана женская, материанская способность
каждый день и час воспроизводить жизнь заново, необходимо так или иначе
вернуться к истокам лунного архетипа. Этому помогает непосредственный контакт с
живой природой (забота о растениях и животных) или обращение к более глобальным,
религиозным и историческим традициям. Природа, церковь или родина должна стать
их матерью, близкой и нежно любимой. Тогда от неё они воспримут тот внутренне
глубокий и сильный импульс жизни из глубины веков, которого остались лишены.
Неплохо, если такие дети в качестве компенсации сами рано развивают
материнское отношение к окружающим и находят себя в профессии воспитателя или
учителя. Но в данном случае происходит подмена социальной функцией семейной
роли: а социальная роль всегда более формальна, и при всей любви к подопечным
не требует такой эмоциональной включенности, как собственный ребёнок. Жизнь же
требует полноценного развития этого архетипа, поскольку он связан с душой
человека (его глубинным образом вечной жизни и бессмертия). Поэтому желательно,
чтобы заботу о дальних всё же потом сменила забота о близких: нормально, чтобы
они сочетались и приоритет отдавался семье.
Бывает, в качестве той же компенсации возникает покровительственное
отношение к супругу — что хуже, поскольку оно может сыграть не на руку браку.
Рано или поздно супруг захочет вырваться из-под опеки и будет искать равенства
на стороне, так как переменить стереотип сложившихся отношений очень трудно.
9. Сын главы богов — бог знания, несущий вести: Гермес — вестник Зевса; сын
индийского Юпитера Брихаспати — мудрый Меркурий Будха (Юпитер-Меркурий).
Ребёнок входит в новые сферы на импульсе родителей. Отталкиваясь от сильного
посыла (в идеале — от хорошей базы обучения), он способен осваивать те области,
о которых они могли лишь мечтать, и строить на пустом месте. Он легко относится
к тому, с чем у них были сложные отношения. В ответ он дает возможность
родителям расширить их кругозор, подчерпнуть интересную информацию и стать
более современными. Родители сами помогают ребёнку обрести свою независимость
от них. И став взрослым, он опекает их ровно настолько же, насколько они
опекают его: ни больше, ни меньше. Здесь справедлива немецкая пословица: "К
чему дитя приучишь, то от него и получишь".
Это идеальный образ ребёнка (поскольку Меркурий и сам по себе отражает
архетип ребёнка). Это тот случай, когда ребёнок отражает черты родителей и идет
дальше них: правда, как в достоинствах, так и в недостатках. Как замечают финны,
"если отец пропьет лошадь, сын пропьет телегу." Видение того, как ребёнок
воплотил их идеал, может удивить или ужаснуть родителей. Но скорее всего они
это примут: "яблочко от яблони недалеко падает" — и, как ни странно, особенно
тогда, когда родители стремятся закинуть его повыше.
10. Военный предводитель сменяет на троне царя богов: как германский мудрый
воитель Один — простоватого громовержца Тора (Марс-Юпитер). Это открытый
конфликт ребёнка с отцом (=идеями семьи), когда родители вынуждены признать его
силовое или нравственное превосходство. Их образ и смысл существования
оказывается несостоятелен перед той струёй нового, проводником которой
становится ребёнок. В отличие от конфликта "отцов" и "детей", общество в целом
может не поддерживать стиль жизни ребёнка. Но от этого он не менее уверен в нём,
и в этом прав: за его правдой — будущее.
Это — самый сильный поколенческий конфликт, архетип "убийства" отца сыном
по Фрейду, образ которого создает также чешская пословица: "У кого дочь — у
того семья, у кого сын — у того враг". Раньше столь глубокие расхождения со
своей семьей мог иметь лишь сын (например, сын-революционер у дворянина-отца).
Сегодня возобладать над прежними семейными ценностями может и дочь (например,
дочь-христианка у родителей-атеистов в советское время). Конфликт по ключевым
жизненным вопросам провоцирует частые и сильные столкновения, и ребёнок может
рано покинуть дом, начав самостоятельную жизнь, даже не имея к этому заранее
подготовленных условий. Это тот случай, когда ребёнок отказывается от
наследства родителей. Он отвергает их авторитет — и их самих, если в отношениях
допускается насилие.
Этот конфликт не предполагает возврата детей под семейную крышу родителей
(их моральное покровительство и тем более материальную опеку). Различие
доминирует над сходством, и перемена семейной линии судьбы здесь окончательна
(следует ожидать, что дети революционера не будут признавать социальных
различий, и дочь-христианка воспитает внуков верующими людьми). Это касается не
только перемены идеологии, а и профессиональных традиций семьи: если ребёнок по
какой-либо причине не поддерживает то дело, которым гордились его родители. Но
в позитиве уже родители, отказываясь от прежних притязаний, могут
присоединиться к семье детей: если они способны изменить свои взгляды и образ
жизни. Это неглавенствующая роль мудрых помощников, бескорыстно уступающих
свежему импульсу будущего — который в чём-то всегда прав.
В этих отношениях мужские архетипы в большей мере связаны с передачей
социальных функций, женские — с наследованием семейных навыков. Однако одно
переплетается с другим: и мы не отделяли одно от другого при описании.
ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Обратимся теперь к мужским знакам, которые раскрывают типологию социальной
деятельности. Обычно человек творчески более силен в какой-либо одной
архетипической роли — имеет смысл осознавать её как ориентир при выборе места
работы, стиля и стратегии действия.
1. Демиург (Уран). Творец идей: ученый, исследователь, теоретик,
разрабатывающий концепции и перспективы (но не всегда доводящий идеи до
реализации).
2. Царь богов (Юпитер). Проводник идей в жизнь: организатор, начальник,
преподаватель. В НИИ роли исследователя и преподавателя часто были объединены,
однако известно, что хороший исследователь не всегда является хорошим
преподавателем и наоборот.
3. Божественный кузнец (Вулкан/Хирон). Дипломат, реализующий культурные
модели отношений между сторонами, менаджер, способный наладить связи между
разными областями.
4. Солнечный бог (Солнце). Яркая личность, умеющая быть в центре внимания и
демонстрирующая плоды своего творчества: политик, директор предприятия, артист,
художник, писатель.
5. Бог торговли и вестник богов (Меркурий). Тот, чья деятельность
соответствует современному моменту: функция распространителя информации
(передача чужих мнений — журналистика, печать), также предпринимателя или
изобретателя, работающего в сфере практических усовершенствований.
6. Бог войны (Марс). Это роль первооткрывателя, человека, у кого есть силы
"пробивать" в жизнь проекты, внедрять идеи, для которых ещё не создано
социальных условий. Изменяя социальную ситуацию, он нередко выступает борцом за
правду, против общественных недостатков (консерватизма, формализма, бюрократии
и т.д.).
ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Женские знаки дают возможность развернуть разные образы жизни души,
понимания смерти и смысла существования.
1. Нептун. Смерть и жизнь слиты воедино: одно является оборотной стороной
другого. Всё относительно в сравнении с истиной вечности, где исчезают различия
счастья и несчастья, добра и зла. Ориентиром служит покой.
2. Сатурн. Всё имеет начало и конец: я умру, потому что родился. Смысл
жизни — исполнение своей судьбы: своего предназначения. Смерть — вершина жизни,
показывающая результат свершений личности (как этот человек сделал себя).
3. Плутон. Цель жизни — трансформация, преобразование себя и человечества в
целом. Смерть существует ради преображения жизни в более совершенную форму. И
чем больше энергии имеет личность, тем более она способна исполнить задачу
трансформации — тем более она совершенна.
4. Церера. Задача человека — сохранение и развитие того, что наработало
человечество: духовного уровня культуры и материальной базы цивилизации.
Человек жив, поскольку он хранит и осознает гармонию мира и является
инструментом в руках Бога. Но когда он перестает её отражать, когда он
изнашивается как инструмент и не может исполнять свою роль — тогда приходит
смерть.
5. Луна. Жизнь — вечно изменчивый поток, и смысл — в самом её течении.
Смерть — в застывшести. Если бы люди были бессмертны, течение жизни
остановилось бы: и это было бы худшей из смертей, абсолютным концом. Но нет
никакой окончательности, существование вечно продолжается, лишь меняет формы.
Жизнь приветствует смерть как обновление и очищение.
6. Венера. Человек живет ради счастья и наслаждения. Ради этого он творит
себя и свой мир. Всю жизнь человек стремится в своей деятельности к
изначальному блаженству. Но к нему возвращает нас лишь смерть. Она является
дверью в вечную жизнь рая, который мы тщетно пытаемся создать на земле (хотя
иногда это удается!)
Последнюю типологию мы привели лишь лишь вкратце: полностью она понятна из
мифологической картины архетипов.
1 "Астрология и мифология". 1-е изд. Воронеж/Модек, 1994 770 cc. или
"Астрология и мифология". 2-е изд. Спб/Атон, 1998 1100 cc.
2 Как подробнее рассказано в упомянутой выше книге, изначальную
мать-прародительницу замещает небесный творец. Ему на смену приходят более
близкие людям боги-предки: боги земли, времени и судьбы. Над ними возвышается
громовержец, посылающий земледельцам благо дождя: он становится царем богов. С
развитием цивилизации возникают новые божества, функции которых дают им
возможность соперничать с главным богом. В целом они не достигают величия отца
богов -- лишь архетип военного предводителя богов, который завершает развитие
мифологии, превосходит его по силе и мудрости и наследует его власть над миром.
Архетипическая передача функций: по эстафете от старших к младшим -- рождает
образ преемственности поколений.
??
??
??
??
|
|