|
не сводится к ревности и мужской агрессии. Грозный муж в роли громовержца
диктует спутнице волю быть звездой его любви: которая архетипически обязана
быть вечной — и за это отвечает жена. Стереотип таков, что действия женщины
должны быть эмоционально убедительны в глазах мужчины. Сила чувства должна не
уступать силе власти или идейным принципам морали (за которые тоже отвечает
архетип Юпитера, и конфликт с общественной моралью, приводящий к гибели любви —
и вместе с ней её носительницы, мы находим в "Анне Карениной"). Любовь не
должна быть слаба. Иначе мужская энергия сильнейшего из богов, недаром дарующая
ему исключительную власть над миром, в своем ярчайшем проявлении испепелит её:
как молнии Зевса убили Семелу, попросившую бога грозы предстать в его истинном
облике. Правда, она успела родить Диониса — бога экстаза и мистерий вечного
возрождения жизни и любви.
Такой брак воплощает счастье, но не данное свыше, а заслуженное и
созидаемое своими руками, которое люди наиболее ценят и могут
продемонстрировать другим, подав им пример. К этому отношению может выйти и
пара Юпитер-Юнона, если женщина займет активную позицию в любви (а не в делах),
и ярко проявит достоинства, которых нет у её мужа — и которые приобретут
объективную ценность не только в кругу её семьи. Этот брак ярко описывают
сказки, где героиня завоевывает право стать супругой царя (или принца: будущего
царя) своим умом и другими качествами — нередко непосредственно не связанными с
любовью, и тем не менее будящими в партнере ответное чувство тогда, когда он
видит её превосходство. Он сознательно стремится овладеть тем её достоянием,
которого у него нет. Про такой брак говорят: "Жена — мужу корона".
Развиваясь, любовь завоевывает мир. И тот, кто любит, укрепляет любимого в
его позициях. Их любовь становится становится самоценной, и естественность
чувств легко побеждает консерватизм прежнего мироустройства. Характерно, что
вразрез с прежними традициями шла страсть солдата Хосе и пушкинского дворянина
к цыганке; нестандартный брак мавра Отелло с белокурой Дездемоной, недаром
вызывавший зависть окружающих; и счастье Анны Карениной, не посчитавшееся с
условностями света. Этот союз предлагает новые представления о любви — и новые
мифы о счастье. Цель его борьбы — перемена общественного мировоззрения, к
которой жизнь уже готова. Любовь этой пары вносит в жизнь и повседневный
здравый смысл свежую струю чувства. Рождая отклик в мире, чувство дарит от
избытка — и окружающая ситуация посылает ей изобилие и процветание.
В истории мифологии развитие любви вершит преображением независимой и
страстной воинственной красавицы (германской Фрейи или египетской Изиды), в
верную супругу и нежную мать.— Понятно, что детей такой паре лучше заводить
позже, когда её архетипический конфликт будет решён наверняка. Хотя и забота о
детях — та сфера, где женщина может доказывать превосходство любви над силой.
Тогда она воспитает их борцами и передаст свою страстность.
9. Божественные близнецы или культурные герои (Меркурий-Церера: китайские
Фу-си и Нюй-ва, шумерские Набу и Нисаба). Мифологический архетип божественных
близнецов основывает мир на пустом месте, как первые люди Фу-си и Нюй-ва, или
Адам и Ева, которые селятся там, где прежде не было жизни. Они сами, на свой
страх и риск, налаживают быт, нарушая запреты прежнего бытия, чтобы расчистить
место новому, более уместному в данный момент, своевременному и современному
образу жизни. Это определяет новаторскую роль этого союза: он творит свой мир.
Его задача — постоянный поиск и гибкое функционирование в потоке жизни,
осуществляющее связь разных сфер. Для пары такого типа важной будет языковая
коммуникация и диалог, динамичность совместной жизни и общие дела. Мужчина
здесь исполняет роль экспериментатора и постановщика нетривиальных задач,
женщина служит его помощницей в повседневной практике и динамике общественных
взаимодействий. Так писцовому искусству Набу обучается богиня земледелия Нисаба,
что помогает ей заведовать хозяйством.
Это типичная пара из американского боевика, где союз рождает совместный
интерес и действие в связаных отношениях (детектив и журналистка, ведущие
параллельное расследование). Их защищает их цивилизованность и ум, и выручает
смекалка. Для этой пары характерна минимальная грань между семьей и работой,
смешение делового и увеселительного времяпровождения. В быту — это, скажем,
пара челноков или коммерческий директор и его заметительница в мелкой фирме.
Характерный брак такого типа — студенческая пара, неукорененная, переезжающая с
квартиры на квартиру и открытая для перемен.
Это брак на интересе, которому требуется обновление, увлечения, хобби.
Здесь Меркурий ищет информацию, а Церера помогает, чтобы интерес был не
бестолковый, а носил практический смысл. Супруги часто меняются ролями: как
близнецы, узнавая себя в другом. Они функционально заменяемы. Их увлечения и
дела могут быть и разными, но погружения в глубину себя эта пара не терпит.
Негатив этого союза — в уходе от корней (разрыв с родителями или высокими
традициями человеческих отношений, наработанными веками). Это даёт легкость и
поверхностность взаимодействия — и может вести к слишком легкой смене партнеров.
Эту пару нередко отличает отсутствие авторитетов и достаточно критичное
отношение к миру. Столь деловым и беспокойным людям опасно надолго оставаться в
кругу своей семьи. Если они будут направлять свою неугомонную ментальную
энергию друг на друга, их дом превратится в мастерскую по преобразованию
отношений. Как говорят белорусы: "Две пилы в хате: одной сам пилю, другая меня
пилит". Язык и интеллект может сыграть не на руку этой паре: и ей лучше
избегать ссор.
Связь такого типа наиболее хороша для молодоженов. С годами супругам
становится непросто поддерживать тонус: и в наших условиях тяжелее, чем на
деловом Западе, где и на пенсии люди много путешествуют, посещают клубы по
интересам и т.д.
|
|