|
опреки воле её матери.
Здесь женское начало служит для мужского источником энергии (как Шакти для
Шивы). Богиня растительности нисходит в подземное царство, чтобы добыть из-под
земли новые ресурсы — и вынести их на поверхность. Её роль — задействовать их в
жизни, наладить новый жизненный процесс в тесной связи с прежним, ничего не
разрушив: и из грязи прошлого вырастить цветок будущего. Посвящая себя этой
своей задаче, она может на время "умереть" и для супруга, скрывшись от явного
ради тайного. Литературная трагедия этого архетипа — "Ромео и Джульетта": где
герой погибает, считая возлюбленную мёртвой в то время, как она жива. Она
обманывает ради него весь внешний мир — но он не должен обмануться: ведь их
истинная связь чисто внутренняя, по сравнению с которой всё внешнее — лишь
иллюзия и никакой роли не играет. Эта пара в любой ситуации должна верить
сердцу, а не глазам — не поддаваясь на провокации и ловушки, которые в изобилии
готовит ей мир: тот мир, с которым она несогласна.
Посвящая себя трансформации, эта пара ведёт способ существования,
неприемлемый для других, что может вести и к её временной изоляции. Но в идеале
то, против чего борются супруги, оказывается побеждено силой их любви —
страстной и нежной. И изменение, за которое они ратуют, становится возможным.
Конечно, здесь идеалы супруга, вынуждающего спутницу жизни идти на столкновение
с окружающими условиями, враждебными его устремлениям, должны быть достойны её
жертвенности. Иначе эти отношения в быту как нельзя лучше отражает поговорка:
"Муж как чемодан: тяжело нести и жалко бросить". В этом союзе для женщины
характерно желание спасти любимого. Для мужчины та же тенденция в наше время
нередко выливается в стремление духовно (интеллектуально, эмоционально)
воспитать возлюбленную.
Наиболее недопустимо в этом браке прямое психологическое давление друг на
друга. Оно всегда граничит со страстной любовью — но при таких отношениях,
предполагающих самое тесное взаимодействие, становится невыносимым.
Навязчивость и гнёт может разрушить этот брак, против которого и без того
ополчается окружающий мир. Сила страстей и плотность контакта этой пары таковы,
что ей никто не поможет, кроме самих супругов. Им следует полагаться только на
себя — и уважать друг друга.
6. Божественный кузнец и богиня красоты (античные Гефест и Афродита —
Вулкан и Венера: в гороскопе этой мифологической паре соответствуют сочетания
планет Хирон-Венера и Солнце-Венера). В этом союзе мужчина выступает культурным
созидателем (образ интеллигента), женщина украшает его жизнь природной
свежестью чувств. Она очаровывает его непредсказуемой силой и мощью естества —
которого лишен хромой Кузнец. Её привлекает его культурность и социальная
рафинированность (например, опереточная пара: князь-меценат, влюбленный в
актрису). Стремление мужчины — творить красоту и быть в ней. Женщина служит ему
источником жизненного вдохновения. Она может быть его музой и являть
недостижимый, неземной идеал. Таково отношение средневекового рыцаря к
прекрасной даме, или более современное понимание любви как главной ценности
жизни.
Здесь мужское противопоставлено женскому как культурное — природному. Эта
опппозиция ставит ребром вопрос столкновения естественных чувств и брака (как
искусственной социальной модели, в истории возникшей прежде любви и ещё её не
предполагающей). Такой паре требуется взаимная стимуляция любви и широта
культурной сферы, дающая приток чувств (супруг рисует, жена тянет его на
концерт). Поскольку это эмоционально восприимчивые люди, их легко уводят в
сторону соблазны: его — более тонкие вибрации, её — свежие чувства. Это очень
неустойчивый брак: неслучайно в мифологии Афродита изменяет Гефесту; жена
индийского законодателя Митры и невеста финского кузнеца Ильмаринена покидают
культурного творца ради более близкого к природе соперника. Так чувство
стремится выйти за рамки принятых в обществе моделей, и этот тип отношений
характеризует итальянская пословица: "Нет брака, где бы не был замешан чёрт".
Однако в мифологии Кузнец и сам имеет связь с нижним миром. Ему дана власть
повелевать стихии — и он использует природную струю чувств (ускользание
женского начала своей Анимы, если по Юнгу) ради создания более высоких образцов
поведения и шедевров красоты, пусть даже творимые им образы поначалу будут
утопиями. Магия кузнечного — и архетипически близкого к нему гончарного —
ремесла в том, что из частей можно сковать целое, а разбитое заново склеить.
Можно создать любимого таким, каким хочешь его видеть: как Ильмаринен сковал
себе деву из золота, а Пигмалион сделал из мрамора Галатею. Правда, потом
требуется ещё его оживить: но некоторое время можно жить и сказкой.
Задача такого союза — созидание культурных отношений и воплощение таких
моделей красоты, где изысканность не отрицала бы естества. И это — самый частый
сюжет современного кинематографа про любовь (можно вспомнить полные флирта
комедии "С легким паром" или "Служебный роман"). Этой паре в любой ситуации
следует опираться на красоту отношений: которая, архетипически — отражение
гармонии Космоса. Гармония между людьми формирует настрой на нужные ритмы жизни,
приближая исполнение желанного. Потому китайцы говорят: "В дружную семью
счастье приходит само". Этому союзу сопутствует удача и покровительство.
Общество опекает его, и он имеет несомненную выгоду от взаимодействия с
социумом.
7. Солнце и Луна. Эта древняя пара богов выражает идею дополнения мужского
и женского начал: инь и ян, образующих полноту бытия. В древнейшем варианте
этой пары Месяц обозначает мужской принцип изменчивости, Солнце — женский
принцип постоянства. Позднее это гармония внешнего, явного (солнечного
мужского) и внутреннего, скрытого (лунного женского) мира.
Архетипически светила симво
|
|