|
ри принять роды брата. Дочь снова может родить дочь: так
поддерживается преемственность жизни. Этот архетип связан не только с природным
существованием рода людей, но и непрерывностью его эмоциональных традиций.
Образ обновления Луны, рождающей новый маленький Месяц, символизирует не только
вечность жизни, но и бессмертие души. И этот архетипический сюжет рисует образ
передачи по цепочке душевной жизни старшего поколения. Импульс, полученный от
матери (родителей), становится основой рождения и воспитания собственной дочери
(детей). Все тёплые слова и нежные жесты, песенки и сказки, умение оживлять
написанное в книгах и открывать огромность мира, воспитывать интерес к обучению
и навыки домашних дел, все игры и праздничные застолья, воспринятые от
поколения отцов, плавно переходят поколению внуков.
Проблемы возникают, если дети недополучили материнской заботы и
родительской любви. Ибо, как говорят в Индии: "ребенок без матери — как цветок
без дождя", "и тысяча тёток родной матери не заменят". Нехватка семейного тепла
впоследствии рождает у человека неудовлетворение от жизни, нежелание иметь
собственных детей или неумение с ними обращаться. Семейные традиции прерываются.
Эмоциональный импульс прошлого: который архетипически должен быть вечным, как
вечна жизнь,— сходит на нет. В крайнем случае это дает нежелание жить.
Для таких людей, которым не передана женская, материанская способность
каждый день и час воспроизводить жизнь заново, необходимо так или иначе
вернуться к истокам лунного архетипа. Этому помогает непосредственный контакт с
живой природой (забота о растениях и животных) или обращение к более глобальным,
религиозным и историческим традициям. Природа, церковь или родина должна стать
их матерью, близкой и нежно любимой. Тогда от неё они воспримут тот внутренне
глубокий и сильный импульс жизни из глубины веков, которого остались лишены.
Неплохо, если такие дети в качестве компенсации сами рано развивают
материнское отношение к окружающим и находят себя в профессии воспитателя или
учителя. Но в данном случае происходит подмена социальной функцией семейной
роли: а социальная роль всегда более формальна, и при всей любви к подопечным
не требует такой эмоциональной включенности, как собственный ребёнок. Жизнь же
требует полноценного развития этого архетипа, поскольку он связан с душой
человека (его глубинным образом вечной жизни и бессмертия). Поэтому желательно,
чтобы заботу о дальних всё же потом сменила забота о близких: нормально, чтобы
они сочетались и приоритет отдавался семье.
Бывает, в качестве той же компенсации возникает покровительственное
отношение к супругу — что хуже, поскольку оно может сыграть не на руку браку.
Рано или поздно супруг захочет вырваться из-под опеки и будет искать равенства
на стороне, так как переменить стереотип сложившихся отношений очень трудно.
9. Сын главы богов — бог знания, несущий вести: Гермес — вестник Зевса; сын
индийского Юпитера Брихаспати — мудрый Меркурий Будха (Юпитер-Меркурий).
Ребёнок входит в новые сферы на импульсе родителей. Отталкиваясь от сильного
посыла (в идеале — от хорошей базы обучения), он способен осваивать те области,
о которых они могли лишь мечтать, и строить на пустом месте. Он легко относится
к тому, с чем у них были сложные отношения. В ответ он дает возможность
родителям расширить их кругозор, подчерпнуть интересную информацию и стать
более современными. Родители сами помогают ребёнку обрести свою независимость
от них. И став взрослым, он опекает их ровно настолько же, насколько они
опекают его: ни больше, ни меньше. Здесь справедлива немецкая пословица: "К
чему дитя приучишь, то от него и получишь".
Это идеальный образ ребёнка (поскольку Меркурий и сам по себе отражает
архетип ребёнка). Это тот случай, когда ребёнок отражает черты родителей и идет
дальше них: правда, как в достоинствах, так и в недостатках. Как замечают финны,
"если отец пропьет лошадь, сын пропьет телегу." Видение того, как ребёнок
воплотил их идеал, может удивить или ужаснуть родителей. Но скорее всего они
это примут: "яблочко от яблони недалеко падает" — и, как ни странно, особенно
тогда, когда родители стремятся закинуть его повыше.
10. Военный предводитель сменяет на троне царя богов: как германский мудрый
воитель Один — простоватого громовержца Тора (Марс-Юпитер). Это открытый
конфликт ребёнка с отцом (=идеями семьи), когда родители вынуждены признать его
силовое или нравственное превосходство. Их образ и смысл существования
оказывается несостоятелен перед той струёй нового, проводником которой
становится ребёнок. В отличие от конфликта "отцов" и "детей", общество в целом
может не поддерживать стиль жизни ребёнка. Но от этого он не менее уверен в нём,
и в этом прав: за его правдой — будущее.
Это — самый сильный поколенческий конфликт, архетип "убийства" отца сыном
по Фрейду, образ которого создает также чешская пословица: "У кого дочь — у
того семья, у кого сын — у того враг". Раньше столь глубокие расхождения со
своей семьей мог иметь лишь сын (например, сын-революционер у дворянина-отца).
Сегодня возобладать над прежними семейными ценностями может и дочь (например,
дочь-христианка у родителей-атеистов в советское время). Конфликт по ключевым
жизненным вопросам провоцирует частые и сильные столкновения, и ребёнок может
рано покинуть дом, начав самостоятельную жизнь, даже не имея к этому заранее
подготовленных условий. Это тот случай, когда ребёнок отказывается от
наследства родителей. Он отвергает их авторитет — и их самих, если в отношениях
допускается насилие.
Этот конфликт не предполагает возврата детей под семейную крышу родителей
(их моральное покровительство и тем более материальную опеку). Различие
доминирует над сходством, и перемена семейной линии судьбы здесь окончательна
(следуе
|
|