Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Семира и В.Веташ :: АРХЕТИПИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ПСИХОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
 том, что могут они,— и не видя других его 
способностей, которые им сразу трудно оценить (образ "гадкого утёнка"). Но 
приходит время, они понимают их пользу и начинают опираться на ребёнка. Сто раз 
оценив то качество, которого прежде не замечали, они воздают ему по заслугам и 
похвалами компенсируют упрёки. И ребёнок, которого они признали и полюбили, рад 
быть им помощником: получая от них в зрелости ту близость, которой недополучил 
в детстве. 
    Это также случай, когда ребёнка по каким-либо обстоятельствам воспитывает 
бабушка, тётка или интернат. А потом обстоятельства меняются, позволяя ему 
вернуться в семью: тогда началом родственной любви становятся отношения помощи 
и заботы.
    
    6. Солнце спорит с отцом богов (Солнце-Юпитер): сын Зевса Аполлон проявляет 
непослушание; китайский солнечный бог Янь-ди борется с громовержцем Хуан-ди. 
Дети доказывают свою независимость от родителей, выбирая самостоятельный путь 
(другую профессию, образ жизни, веру). Этот архетип характерен для начала 
зрелости: когда появляется собственный заработок, желание создать свою семью и 
т.д. Родители же не одобряют (не поддерживают) выбор ребенка, и он вынужден 
отвергнуть их покровительство, чтобы опереться на себя самого. 
    В отличие от конфликта "отцов" и "детей" здесь акцент ставится не на 
проявлении тенденций поколения, но на доказательстве индивидуальных 
способностей человека. У его родителей запросто может их не быть (ибо, как 
замечают кавказцы, "не всегда дочь походит на мать, а сын — на отца"): отчего и 
они и не понимают желаний своего чада, которые кажется им неоправданными. 
Представьте: вместо их широкой, надежной и проверенной колеи, ребёнок выбирает 
узко-личную, нехоженную тропинку! Общественное мнение здесь полностью 
поддерживает родителей: так он не скоро добьётся успеха, благополучия и 
социального положения, которого заслуживал бы, если бы жил, как все. 
Поддерживая статус кво, общество не торопится признавать заслуги 
индивидуальности: а вдруг она предлагает что-то сомнительное? Даже если что-то 
хорошо для одного, это ещё не значит, что оно приемлимо для всех.
    Этот архетипический конфликт смягчен, когда родители с самого начала 
уважают выбор детей, их личность и право на собственную жизнь, и относятся к 
ним как к равным. Даже африканцы говорят: "Уважай ребёнка, и он будет уважать 
тебя". Борьба оканчивается взаимным признанием, когда ребёнку удается доказать 
свои способности, и окружающие начинают их оценивать — к чему в конце концов 
присоединяются и родители. Независимость солнечного архетипа здесь ведёт к 
развитию талантов и превращению человека в яркую, даже героическую личность. И 
тогда вступает в силу пословица: "Слава сына — отцу отрада". 
    
    7. Мир иной похищает детей матери-Земли — но они возвращаются 
(Церера-Луна): Плутон крадет Персефону, дочь земли-Деметры; подобно этому 
умирает и возрождается сын египетской богини урожая Рененутет — колос-Непери. 
Это отношение Юнг рассматривает в ключе психологической проблематики, которая 
возникает, когда мать не хочет расставаться с дочерью, отдавая её замуж. Или 
удерживает сына, не пуская его во взрослый мир — но мир берет своё. 
    Этот архетип обычно относится к тем сферам, в которых дети слишком тесно 
связаны с родителями — и отделяются от них лишь под давлением внешних 
обстоятельств. Как правило, они не осознают своей несамостоятельности, как и 
родители — силы своей привязанности: отчего и возникает необходимость её 
разорвать — и конфликт расставания. Здесь основная задача — сделать отношения 
сознательными. В древности этой цели сопутствовал ритуальный плач, когда 
девушку отдавали замуж. Сейчас же — чем более разумным будет поведение, чем 
более контролируемыми — движения души, тем меньше будет пролито слёз. 
    Этот архетип описывает изменение характера человека (перерождение души) при 
вступлении в новую жизненную роль, когда родители на время теряют из вида своих 
детей ("их стало просто не узнать!"), а тем становится не до родителей. Они 
разрывают связь с семьей и образом жизни родителей и находят другие источники 
существования. Как говорят болгары, "женатый сын — только сосед"; или испанцы: 
"замужняя дочь — потерянная дочь". 
    Однако известно, что впоследствии всегда происходит некий возврат к прежним 
семейным стереотипам (дочь становится похожа на мать, сын — на отца). Это 
подмечает афиканская пословица: "женатых детей родители потом снова зовут 
детьми". И тогда может быть разыгран психологический сценарий "возвращения 
блудного сына". При этом нормально, когда ребёнок возобновляет прежний 
эмоциональный контакт с родителями на некоей уже новой почве. Он подтверждает 
их авторитет и принимает их помощь (например, в воспитании внуков), но не 
сходит с избранного пути. Куда хуже, если он возвращается в семью родителей из 
своей собственной жизни, расписываясь в слабости перед миром и 
несостоятельности перед старшим поколением. 
    И хуже всего, когда сами родители (обычно, мать), не силах дождаться 
психологического "возвращения" ребёнка и возобновления душевной связи с ним, 
оказывают на него давление и отрывают от нового социального призвания или от 
новой семьи, устраивая развод. Этим они прерывают нить преемственности 
поколений — и убедить их в бессознательном эгоизме таких действий может лишь 
психологическая помощь извне. С другой стороны, если ребёнок будет 
самостоятелен, ничто не сможет его насильно вернуть из его жизни обратно в 
родительский дом. И чем быстрее он обретёт независимость, тем легче он сможет 
сам периодически возвращаться к ним, как Персефона к Деметре,— к полному 
удовлетворению родителей и не теряя своей новой жизненной роли.
    
    8. Мать рождает дочь — покровительницу материнства (Луна-Венера): русская 
Лада — Лелю; греческая Лето — богиню Луны Артемиду: которая, едва родившись, 
помогла мат
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-