|
Старшие
уступают дорогу молодым, передавая им свои функции и опыт. Как боги-творцы, они
оставляют следующему поколению уже обустроенную жизнь. Этот архетип отражает
абхазская поговорка: "Дерево держится корнями, человек — родственниками".
Жизненное содержание родителей становится смыслом жизни их детей. В
психологическом смысле здесь можно вспомнить архетип "мудрого старца",
описанный у Юнга.
Родители учат детей полезным навыкам — правда, следует отметить, что
главную роль в воспитании играет личный пример. Старшее поколение
непосредственно передаёт младшему прежде всего те способности, которыми владеет
само. Как говорят на Кавказе: "Вор на воровке женился — грабитель родился".
И в этом смысле старшие несут ответственность за младших — "за плохого сына
бранят отца". Это консервативное отношение, где дети опираются на родителей и
советуются с ними до старости. Оно более характерно для прежних веков — а в
наши дни возможно, когда родители действительно профессионалы в своем деле
(образ "рабочей династии" или династии учёных). Оно несомненно позитивно, когда
они и вправду мудры. Иначе это создаёт младшему поколению узость его взгляда на
мир — преодолимую с трудом, поскольку она авторитетна. И здесь может всплыть и
греческий сюжет об оскоплении Урана: убедившись в недееспособности идей предков
или их самих, ребёнок своевременно перехватывает инициативу и отстраняет их от
дел, не дожидаясь, покуда они сами уйдут на покой (как это происходит в мифах,
где доминирует изначальная, природная мудрость предков).
4. Громовержец возвышается перед прежними богами (Сатурн-Юпитер): Зевс
выводит братьев и сестер из утробы Кроноса. Новое поколение преодолевает
консерватизм и узость прежних традиций. Это отношение чаще всего возникает в те
времена, когда смысл жизни прежнего поколения, за который оно боролось и к
которому относится максимально сознательно, устарел. Само время вынуждает детей
искать иные пути, не оставляя прежней ниши для реализации. Оно трансформирует
общественное мировоззрение и расширяет возможности действия. Новые идеи при
этом сталкиваются с прежними.
Это конфликт "отцов" и "детей" в собственном смысле слова: идеологический
конфликт поколений. Он хорошо знаком нам из классики и благодаря "перестройке".
(Можно представить "нового русского", родители которого — типичные
представители прежнего среднего класса: скажем, бывшие работники НИИ.) Но,
конечно, это может быть и вполне личный конфликт человека с родителями, если он
уже видит перед собой более широкую перспективу, а родители всё ещё упрямо
придерживаются семейных (национальных, профессиональных) ценностей и не хотят
уступать новому варианту социальной реализации ребёнка или его брачных
отношений.
В этом столкновении ответственность с родителей переносится на ребёнка:
отвергая путь предков, он должен найти и предложить более достойную дорогу (а
не более лёгкую: и порядочным родителям-инженерам не может нравиться, если их
сын — лавочник и занимается тем, что они раньше называли спекуляцией).
Архетипически неизбежный здесь конфликт поколений помогает человеку сознательно
отнестись к избираемому пути, чтобы не допустить общественного регресса. Здесь
уместна венгерская пословица: "Лучше, если плачет ребёнок, а не родители". Он
должен быть лучше, а не хуже их. Этого и требуют от него родители, критикуя его
взгляды и дела.
Эта критика, лично неприятная, крайне полезна обществу в целом. И когда
голоса "отцов" не слышно и мнение старшего поколения не учитывается (как это
происходит в наши дни по политическим причинам: архетипа Плутона, воюющего с
архетипом Юпитера), следует ожидать деградации младшего поколения (типичный
образ "нового русского" в анекдоте). А также юпитерианской системы социального
обеспечения и общественного мировоззрения. Что же касается внуков — низкий
уровень Юпитера влечёт за собой следующий архетипический конфликт: его
свержение с трона воином-Марсом (см. отношение 10). Тех, кто сдаёт нравственные
позиции отцов, отвергают их дети: и это наиболее драматическое отношение
поколений, в котором Фрейд видел подсознательный образ убийства отца сыном — и
который в его время неслучайно был характерен для Запада.
5. Кузнец выковывает оружие победы громовержца: Гефест куёт перуны Зевса,
помогая ему одолеть титанов; или ближневосточный кузнец Кусар-и-Хусас — палицы
Балу, прогоняющие бога смерти (Юпитер-Хирон). Дети выступают как помощники,
воплощающие в жизни культурные модели родителей — или продолжающие их дело. Как
говорят индусы: "Шестнадцать лет сын, потом — товарищ". В этом отношении между
родителями и детьми царит гармония — по африканской пословице: "Дети —
украшение супругов". Помогая родителям в молодости, они обеспечивают их и в
старости.
Это — идеал древнего уклада жизни (который в Индии и Африке ещё сохранил
свою тысячелетнюю гармонию). С современной и западной точки зрения, здесь
недостаточно проявлена самостоятельная позиция ребёнка: в какой-то мере он
приносится в жертву семейным ценностям. Здесь можно вспомнить ущербность
(хромоту) божественного Кузнеца в мифах. Однако чем выше культурные ориентиры
родителей, тем он свободнее и более способен действовать на свой страх и риск.
В греческом мифе Гефест был хром потому, что Гера сбросила его с Олимпа:
как некрасивого ребёнка, за которого ей будет стыдно перед богами. Его
воспитала в глубине моря нимфа Эвринома, но Гефест вернулся на Олимп и занял
достойную позицию благодаря приобретенному мастерству. Этот сюжет создает образ
нелюбимого и с самого начала непохожего на родителей ребёнка. Они отстраняются
от него, считая его ущербным
|
|