|
конфликт тем самым снимается и
выбор происходит безболезненно.
Конечно, описанное выше поведение является пародией на сознательный выбор.
Фактически у девушки в данной ситуации выбор подсознательно уже произошел, и
теперь ей важно устранить душевный конфликт, что она с успехом и делает. Однако
и в ситуации, когда результат выбора не предопределен подсознанием заранее,
человек сознательно делает только одно: распределяет внимание между различными
программами подсознания, которые выдают свои оценки вариантов выбора. А
фактически выбор не происходит до тех пор, пока подсознание не настроится таким
образом, что программа выбора получит от различных программ анализа вариантов
более или менее согласованную (энергетическую) информацию. При этом человеку
может показаться, что он принял решение сам, сознательно, что является
иллюзией: фактически это означает снятие сознательной части конфликта.
Таким образом, с помощью своего сознания человек может лишь слегка
корректировать программу выбора, расставляя акценты на некоторых ее
подпрограммах. Наивная точка зрения, заключающаяся в том, что человек свободен
в своем выборе, постоянно опровергается практикой, что не мешает ей
господствовать в общественном сознании и подсознании. Вот типичный пример:
очень молодой человек, "рационально" мыслящий, решает, что настало время
углубить свои отношения с некоей молодой особой и для начала поцеловать ее при
встрече. Однако, несмотря на неоднократные мысленные репетиции, при встрече он,
будучи исполнен решимости, просто не может привести свое намерение в
исполнение; даже конфликта толком не возникает, настолько сильна блокировка
подсознания. Что происходит на деле? Программа защиты (иногда она называется
комплексом неполноценности, см. ниже), к которой обращается программа общей
безопасности, не возражая против воображаемых поцелуев, выдает программе выбора
столь сильную отрицательную оценку варианта поведения с фактическим поцелуем,
что даже конфликта с альтернативным вариантом не получается. А молодой человек
(и, разумеется, девушка) считает, что он, наверное, какой-то бесчувственный.
Эго
Что представляет собой эго, или актуальное "я"? Это, с одной стороны,
совокупность представлений человека о мире, идей, концепций, привычных способов
поведения и реакций на окружающую среду, и, с другой стороны, система программ
подсознания, регулирующих его поведение, восприятие, мышление и т. д. У эго
можно выделить три слоя: осознаваемый (представления, концепции и т. п.),
полуосознаваемый и неосознаваемый (программы подсознания). Второй слой
чрезвычайно важен, так как именно с ним идет работа осознания. Полуосознаваемые
вещи - это то, что в некоторый момент времени как бы касается сознания: если на
них фиксировать внимание, они (хотя бы частично) выходят в сознание, если нет -
благополучно уплывают в подсознание. Таково, например, чувство легкого
неудобства от своего поведения в некоторой ситуации.
Эго постоянно подвергается воздействию со стороны сознания, внешнего мира и
духа. Однако само по себе оно не склонно меняться, а склонно, напротив,
оказывать сопротивление любой попытке изменить его. Это знает любой человек,
пытавшийся заниматься самосовершенствованием, переделкой себя и т. п.
Основная функция эго - поддержание человека на его текущем эволюционном уровне,
и до тех пор, пока человек нормально адаптирован во внешнем мире, эго не
меняется, если только на него нет давления со стороны внешней среды, сознания
или духа.
Основная задача духа заключается в постепенной трансформации эго, приближающей
его к себе, то есть в приближении актуального "я" к потенциальному. При этом
параллельно происходят следующие процессы. Во-первых, расширяется сознание,
причем человек начинает осознавать все больше как во внешнем мире, так и во
внутреннем, то есть все большая часть подсознания контролируется сознанием.
Во-вторых, происходит смена программ подсознания: старые, примитивные программы
трансформируются в более сложные, дифференцированные, а некоторые отмирают;
иногда возникают новые.
Что означает выражение: сознание контролирует данную программу подсознания?
Здесь можно выделить несколько ступеней, так сказать, владения собой.
Рассмотрим в качестве примера программу ревности, суть которой заключается в
том, что она в соответствующих ситуациях вызывает у субъекта чувство ревности.
Первый уровень контроля - это просто осознание существования программы, то есть
человек осознает, что чувства, испытываемые им в ситуациях определенного рода
похожи, или, более точно, исходят из одного источника в психике.
Второй уровень контроля - это умение справиться с результатом действия
программы, то есть вести себя во внешнем плане так (или почти так), как будто
программа не сработала; в данном случае это значит подавить вспышку ревности.
Третий уровень - это умение в определенных пределах регулировать интенсивность
результата действия программы. Например, человек говорит себе: "Буду ревновать
вполсилы", - и, действительно, чувство ревности уменьшается в два раза. Снизив
энергетическую составляющую до минимума, человек получает на выходе программы
"укол" чисто информационного характера, то есть он получает сообщение типа:
"Возникла ситуация, в которой имеет смысл говорить о ревности". После этого
может идти некоторое размышление на тему ревности, как в известном анекдоте:
- Рабинович, Вы знаете, Хаймович не равнодушен к вашей жене.
- Не равнодушен - и не надо!
Четвертый уровень - это умение произвольно включать или выключать данную
программу (и регулировать результат) независимо от внешней ситуации.
Пятый уровень - это умение подключать данную программу к другой или, наоборот,
блокировать вызов данной программы другой программой.
Рассмотрим теперь эволюционную трансформацию программы ревности. Вначале она,
вероятно, была частью программы защиты семьи от враждебной среды, и как таковая
была вполне адекватна уровню эго др
|
|