|
смерти. Это очень мощная и древняя программа, цель которой - облегчить
распад и умирание физического тела в конце жизни. Интересные наблюдения на эту
тему имеются у В. Вересаева в " Записках врача".
Современная химиотерапия и служба реанимации могут многое противопоставить этой
программе, порой успешно растягивая предсмертные муки на длительный срок.
Отблески инстинкта смерти можно заметить и в обычном течении жизни: это
некоторые депрессии, плохие настроения, пониженный тонус - в общем, состояние с
низкой энергетикой (суть инстинкта смерти в том и состоит, что соответствующая
программа закрывает чакры, в первую очередь муладхару, и блокирует
энергетические потоки). Подсознание пытается найти выход, открывая высшие чакры,
- человеку лезут в голову мысли философского порядка, о Боге, судьбе и т. п.
Иногда при этом происходит обновление, является откровение или локальное
просветление, а иногда ничего такого не случается. Следует, однако, иметь в
виду, что "тихое" самоубийство, то есть сознательный постоянный вызов инстинкта
смерти (лозунг: "я не хочу жить"), который постепенно уничтожает физическое
тело, с кармической точки зрения не лучше обычного самоубийства, поскольку в
обоих случаях человек не завершает своих кармических дел и завязывает на себе и
других сильный кармический узел; по мнению учителей йоги, самоубийство есть
убийство.
Потребности и сознание
Отношение человека к своим удовольствиям глубоко пристрастно, и было бы очень
удивительно, если бы он мог объективно и правильно к ним относиться; этого,
собственно, и не происходит. То же в равной мере можно сказать и о его
потребностях. Правильное поведение по отношению к потребностям заключается
прежде всего в том, что к ним следует относиться как к кнуту, удовлетворяя их в
необходимой степени и не обращая прямого, а тем более пристального, взгляда на
соответствующие удовольствия, но фиксируя тем не менее их сознанием как признак
правильности удовлетворения потребности; если удовольствия нет, то значит
потребность не удовлетворяется либо как-то искажена.
Однако этого мало. За потребностями нужно стараться как-то угадывать стремления
духа и действовать в соответствии с этим. Ведь потребность - это кнут,
заставляющий нас идти в определенном направлении, и если это направление
угадать, то кнут не нужен, и потребность умирает своей смертью. Поэтому
важнейшим моментом является осознание потребности и ее духовного смысла. После
этого нужно разобраться, что же делать с потребностями, удовлетворить которые
человек в данный момент не в силах. В принципе имеется большой ассортимент
действий, которые человек сознательно или полусознательно может совершать с
целью трансформации неудовлетворенной потребности. Хорошо известны такие методы,
как подавление, сопровождающееся вытеснением в подсознание и регрессией; это
одно из самых жутких зрелищ, в изобилии представляемых человечеством; далее
идут сублимация и компенсация. Остановимся на последней.
Компенсация есть попытка пристроить "в хвост" неудовлетворяемому (по ситуации)
желанию другое желание, удовлетворяемое, заменив один вид удовлетворения другим.
Это попытка с негодными средствами, так как напряжение, созданное потребностью
и представленное первым желанием, не может быть полностью снято выполнением
других желаний (то есть без изменения самой программы-потребности), так что
обманывается сознание, но не подсознание. В отличие от компенсации, при
сублимации порождаются иные желания.
Сознание обладает способностью искусственно склеивать различные программы
подсознания, в принципе (то есть природой) не предназначенные для этого.
Перечислим некоторые из них.
Так человек, не одобряя те или иные свои потребности, скажем, считая их для
себя "низкими", но не будучи способным их подавить или сублимировать, может к
естественному удовольствию от исполнения "предосудительного" желания прицепить
программу, которая будет это удовольствие отравлять. Количество невротиков,
живущих под таким постоянным фоном нелюбви к себе и своим "низким" проявлениям,
огромно. Однако синтезируемый ими психический яд лишь отравляет самого человека
и никаких более функций, в том числе оправдательных, не несет.
Другая идея заключается в том, что человек "привязывает" себя к определенного
рода удовольствиям, то есть формирует программу-потребность в удовольствиях
данного типа. Эта потребность ложна, то есть искусственна.
Еще одна ложная "спайка" - это насильственное формирование у себя эмоциональных
реакций по типу: это хорошо - я радуюсь, это плохо - я огорчаюсь. Человек
обычно не в состоянии оценить то или иное событие объективно, глазами Мирового
Духа, с точки зрения роли этого события в эволюционном процессе и с учетом всех
его кармических последствий, и, соответственно, событие само по себе чаще всего
не вызывает у него оценки хорошо-плохо и соответствующей эмоциональной реакции
радости или огорчения. Такие оценки (причем далеко не всегда) возникают только
при сущностной включенности человека в событие, и только в этом случае на них
можно как-то полагаться. Во всех же остальных случаях этих реакций обычно нет,
и это не является признаком безнравственности человека. Если же он пытается
постоянно оценивать все события и соответственно реагировать, он создает
неадекватную, наивную программу рационализации и, насилуя себя, искусственные
эмоциональные реакции.
И еще одна ложная "склеенная" программа подсознания - рационализация "до конца"
своих потребностей. Человек никогда не знает (и не может знать), чего он хочет.
Так и должно быть: потребность задает направление деятельности (внутренней или
внешней), но не результат этой деятельности.
В заключение еще раз подчеркнем, что напряжение и удовольствие, сопутствующие
потребности, лежат в разных сферах: удовольствие - в эмоциональной, а
напряжение - в духовной, так как ограничивает свободу во
|
|